Пенсионный советник

«Авианова» улетает от инвесторов

Российских и иностранных акционеров «Авиановы» поссорила «третья сторона»

Анастасия Матвеева 07.07.2011, 13:04
ИТАР-ТАСС

«Авианова» возбудила расследование в отношении иностранных менеджеров компании, обвиняя их в нарушении закона. Те в ответ говорят о намерении российских акционеров компании «украсть» авиаперевозчика у иностранных совладельцев — фонда Indigo. «Существует третья сторона, заинтересованная в выкупе доли А1, и Indigo ничего с этим сделать не может», — объясняют причину конфликта источники «Газеты.Ru».

Акционеры российской бюджетной авиакомпании «Авианова» встретятся на совете директоров в Лондоне 15 июля, чтобы определить, кто будет управлять 13-й по объему перевозок российской авиакомпанией. Этот вопрос привел к конфликту структуры «Альфа-групп» предпринимателя Михаила Фридмана A1, которой принадлежит 51% «Авиановы», и американского фонда Indigo Partners, владеющего 49%.

В конце июня управляющий директор авиакомпании Эндрю Пайн, который фактически руководил перевозчиком с самого основания авиакомпании и представлял интересы зарубежных акционеров, был заменен на экс-директора авиакомпании Red Wings Константина Тетерина. Он занял пост заместителя генерального директора авиакомпании по общим вопросам. Пайн утверждает, что никакого юридического документа об увольнении не получал и уходить с поста не собирается.

Пайн также отметил, что помимо него из «Авиановы» были уволены еще несколько иностранных топ-менеджеров. 24 июня «из офиса «Авиановы» выгнали всех иностранцев», рассказал «Газете.Ru» один из них.

«Несколько российских директоров также были смещены, и в компанию пришел новый менеджмент в лице экс-главы Red Wings (Тетерина — «Газета.Ru»)», — говорит он. По словам иностранного менеджера, эти «изменения абсолютно незаконны и были проведены без одобрения иностранного акционера».

«Выгнали иностранцев, проигнорировали зарубежных инвесторов и украли компанию», — резюмирует менеджер.

Позже Пайн заявил «Газете.Ru», что между акционерами возникло недопонимание, а фраза его коллеги слишком эмоциональна, но он приветствует, что сотрудники настолько привязаны к компании.

Теперь он признается, что менеджмент «попал под перекрестный огонь». «Возможно, изменение в менеджменте авиакомпании происходит на фоне более широкой дискуссии», — заявил он в интервью Financial Times.

А1 утверждает, что иностранные работники «неоднократно нарушали российский закон», и в их отношении «Авианова» возбудила служебное расследование, сообщает издание. «Авианова» не стала вдаваться в подробности расследования, но отметила, что российский закон запрещает иностранным гражданам управлять российскими компаниями. Пайн в ответ заявляет, что работает на холдинговую компанию, которая на 100% управляет «Авиановой», а не в самой «Авианове».

Один из бывших топ-менеджеров авиакомпании сообщил «Газете.Ru», что «существует третья сторона, заинтересованная в выкупе доли А1, и Indigo ничего с этим сделать не может».

По данным газеты «Ведомости», A1 намерена продать свою долю в компании, оценивая свой пакет в $70 млн. Уже на протяжении нескольких месяцев российские акционеры ищут покупателя на нее, сообщил изданию бывший управляющий директор А1 Дмитрий Черняк. Доля авиакомпании предлагалась «Аэрофлоту», Черняк и сам готов ее купить. В «Альфа-групп» и «Авианове» отказались комментировать эту информацию.

О планах американской венчурной группы Indigo Partners (49%) создать бюджетную авиакомпанию в России стало известно в ноябре 2006 года. «Авианова» начала полеты с 1 августа 2009 года, парк авиакомпании состоит из шести самолетов Airbus A320. «Авианова» базируется в московском Шемеретьево и аэропорту Краснодара, осуществляя перевозки по европейской части России и на Украину — в Симферополь.

По данным Росавиации за 2010 год, авиакомпания перевезла 1,3 млн пассажиров. Финансовые показатели компания не раскрывает. По данным СПАРК компании, выручка «Авиановы» за 2009 год составила 159,57 млн рублей, чистый убыток — 361,87 млн рублей.

«Альфа была портфельным инвестором, и у нее не было долгоидущих планов в развитии авиакомпании: она не была стратегом», — отмечает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Но продавать авиакомпанию сейчас нерационально, добавляет он: «У компании высокий потенциал роста, и она пока не имеет стабильной операционной рентабельности – вряд ли А1 получит высокую цену за свою долю». «Бизнес-проект не вышел на окупаемость, его перспективы туманны. Стремительный рост, который демонстрировал авиаперевозчик, был в значительной степени оплачен стартовыми инвестициями, в дальнейшем, при остановке финансирования, возможны проблемы», — соглашается руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Но, «если будут продолжаться задержки рейсов и санкции Росавиации, стоимость пакета может опуститься до номинальной», предупреждает Пантелеев.