Пенсионный советник

Чемпионы по льготам

Закон о подготовке к ЧМ-2018 меняет валютный контроль в России

Екатерина Геращенко 07.07.2011, 17:12
ИТАР-ТАСС

Чемпионат мира по футболу меняет порядок валютного, таможенного и миграционного контроля, а также систему налогообложения для инвесторов и участников ЧМ-2018. Льготы необходимы, согласны экономисты, но они увеличивают риск вывода капитала из страны.

На подготовку к чемпионату мира по футболу у России есть 7 лет. За это время нужно построить 13 новых стадионов и реконструировать 3 существующих, проложить более 7000 км автомобильных дорог и 2000 км железной дороги. Правовую основу подготовительных мероприятий составляет закон о подготовке и проведении ЧМ 2018 года и Кубка конфедераций по футболу 2017 года, проект которого подготовлен Минспорттуризма и опубликован со списком возражений на сайте Минэкономразвития.

Законопроект регулирует административные взаимоотношения между всеми участниками проведения Кубка конференций и чемпионата мира и прописывает льготы для организаторов и инвесторов.

«Принятие законопроекта и реализация его положений позволит обеспечить системное решение всех вопросов, связанных с организацией и проведением чемпионата», — говорится в пояснительной записке к документу.

Значительная часть мер, перечисленных в проекте закона, предполагают упрощение действующих валютных, налоговых и миграционных требований.

Для представителей FIFA (Fédération internationale de football association), ее дочерних организаций и ряда других учреждений, задействованных в подготовке чемпионата, будут отменены валютные ограничения, действующие в соответствии с законом о валютном контроле и другими нормативными документами. Объем обязательной для декларации суммы не меняется и составляет более $10 тыс.

Но при вывозе валюты из России с выезжающего не будут требовать подтверждения того, что ранее деньги были ввезены в страну, куплены в ней или переведены.

На время подготовки и проведения ЧМ будут отменены требования по репатриации валюты. В обычных условиях репатриация заключается в зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки и валюты, которая осталась из-за невыполнения обязательств по импортным контрактам.

Кроме того, все организации, связанные с Кубком конференций и проведением чемпионата мира, освобождаются от составления паспорта сделки с нерезидентами, форм учета и отчетности по валютным операциям, к ним не будут применяться требования к порядку открытия счетов в банках за пределами России и об отчете движения средств по этим счетам.

Денис Барабанов, глава аналитического отдела «Грандис капитала», видит дополнительные риски вывода капитала по фиктивным внешнеторговым сделкам. «Такие риски есть, однако те, кто желает нелегально вывести капитал, могут найти и другие лазейки и не ждать ЧМ. Россия специально идет на снятие ряда ограничений для упрощения подготовки к чемпионату. Это касается, например, виз, а теперь и вывоза валюты. Таким образом мы надеемся заработать репутационные очки», — заметил он.

Закон вводит налоговые льготы для FIFA и ее дочерних организаций, Российского футбольного союза и других структур и физических лиц, задействованных в подготовке мероприятий.

Среди них освобождение от налога на прибыль, добавленную стоимость, акцизов, транспортного налога, государственной пошлины, налога на доходы физических лиц. Перечисленные организации не будут платить взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Строительный бюджет чемпионата мира составит порядка $300 млрд. Чтобы снизить нагрузку на государство, планируется привлечение частных инвесторов. Для них, как и для организаторов мероприятий, предусмотрены налоговые льготы на федеральном, региональном и местном уровнях. Инвесторы могут рассчитывать на освобождение от налогов при ввозе товаров, необходимых для строительства инфраструктурных объектов, и от налога на землю (участки, задействованные в подготовке ЧМ), также из налогооблагаемой базы выводятся доходы от работ по строительству объектов чемпионата и процентов от размещения свободных средств в банках.

Для ускорения принятия решений по размещению необходимых для чемпионата объектов предусмотрена возможность изъятия земель под стройку. Решения изымать участки и дома у собственников будут приниматься на основании соответствующего заявления местных властей в оргкомитет «Россия-2018».

Закон упрощает правила въезда, выезда и пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных в подготовке и проведении чемпионата. Работать на FIFA в России можно будет по обычным деловым визам – не оформляя разрешение на работу, которое обычно требуется для того, чтобы трудиться в России. Деловые визы будут оформляться на срок до 3 месяцев с возможностью многократного продления без пошлин и консульских сборов. За 5 месяцев до начала футбольных мероприятий и непосредственно в период их проведения иностранцы, имеющие отношение к FIFA, смогут приехать в Россию без виз. Основанием безвизового въезда в Россию для болельщиков будет также считаться регистрация в электронной системе зрителей соревнований, порядок которой будет определен позже. Иностранцы, приехавшие для подготовки и проведения Кубка конференций и чемпионата мира, освобождаются от миграционного учета по месту пребывания.

Кроме визовых послаблений Минспорттуризма предлагает упростить таможенный контроль. Члены официальных делегаций FIFA будут проходить таможню в ускоренном порядке. Им разрешается ввозить и вывозить товары для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования.

Тарифы на размещение в гостиницах, наоборот, будут жестко регламентированы. В период подготовки и проведения соревнований государственное регулирование цен будет установлено, исходя из категорий гостиниц. Россия взяла на себя обязательства по созданию номерного фонда объемом порядка 100 тыс. номеров. Это превышает требования FIFA, которые составляют около 60 тыс. номеров.

Транспортные расходы болельщиков государство берет на себя. В период проведения матчей передвигаться между городами, где они проходят, можно будет, предъявляя билет или другой документ, подтверждающий право на посещение игры.

Эти правила будут действовать для автомобильного и железнодорожного транспорта. Издержки транспортных компаний будут компенсированы из федерального бюджета или бюджетов регионов. Механизм предполагает обязательное страхование перевозчика. Государство обещает также составить сводный график движения поездов с учетом расписания матчей.

Расходы на организацию сообщения между городами — участниками чемпионата, по оценкам РЖД, составят порядка 2,6 трлн рублей. По словам главы компании Владимира Якунина, 840 млрд рублей потребуется на модернизацию существующих линий, по которым можно будет пустить поезда со скоростью до 200 км в час. 160 млрд рублей нужно на закупку подвижного состава, остальное — расходы на высокоскоростные магистрали.

Поезда со скоростью 200 км в час планируется запустить по направлениям Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер, Москва — Ярославль, а также в сообщении с Западной Европой и Украиной.

Для гарантий безопасности закон предусматривает возможность введения особого режима на территории проведения мероприятий. В соответствии с ним могут быть установлены контролируемые или запретные зоны, ограничения на въезд и пребывание граждан, движение транспорта и летательных аппаратов, разрешен личный досмотр граждан и запрещено проведение других массовых мероприятий, не связанных с чемпионатом.

Закон позволяет также останавливать опасные производства и деятельность организаций, предполагающую использование взрывчатых, радиоактивных и химически опасных веществ.

Закон также защитит коммерческие права FIFA: документ регламентирует вопросы размещения рекламы на спортивных и околоспортивных сооружениях и распространения продукции с символикой мероприятий. Реклама и распространение возможны при наличии специального договора с FIFA или ее дочерней организацией. За соблюдением этого требования будет следить специальная территориальная комиссия.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Роман Антонов уверяет, что льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, предусмотренные законом, не повлияют на бюджет.

«Будет хуже, если все расходы по подготовке и проведению финансировать из бюджета. Нагрузку нужно планомерно перекладывать на коммерческих участников проектов», — отмечает он.

По словам главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, предусмотренные в законе меры налогового стимулирования нельзя считать оптимальным способом финансирования подготовки чемпионата. «Нужны стимулы для участников проекта, но самым эффективным стимулом были бы прямые выплаты компаниям. В противном случае оценка расходов на подготовку будет искажена», — считает экономист.

«Затраты на проведение спортивных мероприятий такого масштаба обычно окупаются», — напоминает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Но он советует «учитывать специфику страны». «Ряд матчей запланированы в областных городах, неизвестно, как стадионы будут заполняться после того, как чемпионат закончится», — предупреждает он. Бонусом от проведения чемпионата может стать улучшение инфраструктуры. «Если в рамках подготовительных мероприятий качество дорог и коммуникаций вырастет, будет неплохо», — говорит Белоусов.