Совладелец нефтяного трейдера Gunvor и друг Владимира Путина Геннадий Тимченко близок к покупке ОАО «ХК «СДС-Уголь» в Кемерово и завершает приобретение ООО «Колмар», владеющего лицензиями на угольные месторождения в Якутии, сообщили «Интерфаксу» источники в отрасли. Сделка по «СДС-Уголь» может быть закрыта через 2–3 месяца.
В «СДС-Уголь» и в «Интергео», которому принадлежит «Колмар», информацию о продаже активов Тимченко не комментируют. Заместитель генерального директора «Интергео» Сергей Лямин сообщил «Газете.Ru», что компания находится «в процессе обсуждения» продажи «Колмара».
Gunvor не скрывает стремления к диверсификации своего бизнеса в пользу угля: так, в прошлом году компания сообщила о назначении сразу двух вице-президентов в подразделение Gunvor Coal, заявив, что намерена усиливать присутствие на мировом угольном рынке.
Тимченко уже обсуждает проекты транспортировки угля с участием дочерней структуры «СДС-Угля» — железнодорожного оператора «Новотранс». Он планирует развивать его вместе с ОАО «Первая грузовая компания», «дочкой» «Российских железных дорог», на покупку 75% которой также претендует.
Ранее источники сообщали, что бизнесмен также ведет переговоры о покупке крупнейшего в России по перевалке угля Мурманского морского торгового порта.
В России за Уралом уголь важнее газа, а на мировом уровне ощущается дефицит угольного топлива, объясняет стремление Тимченко к диверсификации бизнеса руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. В этом направлении уже двигался «Газпром», ранее намеревавшийся заключить альянс с угольным СУЭК, напоминает он.
Вложения в уголь стали особенно актуальными после аварии на «Фукусиме», когда многие страны стали отказываться от атомной энергии в пользу традиционных энергоносителей — нефти, газа и угля, а цены на уголь выросли со времени кризиса почти вдвое,
отмечает Марат Габитов из Unicredit Securities.
«Покупка транспортных активов укладывается в общую стратегию построения диверсифицированного холдинга, — добавляет Конузин. — Транспортные затраты очень существенны для угольной отрасли: если год назад тонна угля в Кузбассе стоила порядка $40, то в центральной части России $150–160».
Но приобретать угольные активы было выгоднее в период кризиса, когда они стоили дешевле, говорит эксперт. А перспектива добычи и транспортировки угля из Якутии весьма туманна, сомневается Габитов: они требуют более высоких капитальных затрат, чем в других регионах.
Недавно на рынке появилась информация о том, что Тимченко интересуется приобретением и пострадавшей от аварии год назад шахты «Распадская». Но бизнесмен опроверг эти сведения.
«Ни сам Геннадий Тимченко, ни подконтрольные ему структуры не проявляют интереса к приобретению акций «Распадской» и не ведут переговоры о вхождении в акционерный капитал компании», — заявил представитель Тимченко. Инвесторы сомневаются в перспективах восстановления «Распадской», полагает Габитов: гораздо более вероятно, что шахта останется у прежних владельцев, чем будет продана «стратегу».