Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

X5 ушла из интернета

Розничная компания X5 Retail Group продала свои интернет-площадки www.bolero.ru и www.003.ru

Игорь Бахарев 29.04.2011, 17:57
onliner/flickr.com (CC BY 2.0)

Розничная компания X5 Retail Group продала свои интернет-площадки www.bolero.ru и www.003.ru. Покупатель и условия сделки не оглашаются. Источники «Газеты.Ru» утверждают, что сервисы вернулись к прежнему владельцу, который безуспешно пытался построить с X5 общий бизнес.

Крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания X5 Retail Group продала свой сервис интернет-торговли ― компанию ООО «АйТи-Бизнес», занимавшуюся онлайн-продажами через магазины www.bolero.ru и www.003.ru. Ритейлер намерен сфокусироваться на повышении эффективности своего основного бизнеса, укреплении финансовой дисциплины и строгом контроле за расходами, объяснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев.

Подробности сделки в X5 Retail Group разглашать отказываются, но источник «Газеты.Ru» на рынке рассказал, что покупателем интернет-сервисов стал основатель и совладелец интернет-холдинга Ehouse Владислав Улендеев.

Интернет-сайты Bolero.ru и 003.ru работают на рынке онлайн-торговли около десяти лет. Bolero.ru специализируется на продаже книг и медиапродукции, 003.ru ― крупный российский интернет-магазин в области продаж электроники и бытовой техники. В октябре 2009 года X5 договорилась с владельцами площадок о создании совместного предприятия «АйТи-Бизнес». В него были внесены как все права на домены, так и оборудование, call-центр, программное обеспечение, базы данных клиентов и права аренды складских мощностей. Кроме того, в СП перешли ключевые сотрудники интернет-магазина. 51% предприятия достался X5. Кроме того, компания получила право выкупить оставшиеся 49% в течение 5 лет. В апреле 2010 года гендиректором «АйТи-Бизнес» был назначен Улендеев, а через месяц X5 увеличила свою долю в СП до 82%.

В начале 2011 года Улендеев обвинил ритейлера в попытке отнять оставшиеся у миноритариев 18% бизнеса, в том числе 15%, принадлежавших самому Улендееву. Он покинул пост гендиректора и пригрозил ритейлеру судом.

Но интернет-площадки не оправдали надежд X5, говорят эксперты. Компания специализируется на формате дискаунетра, отмечает главный аналитик Сбербанка Мария Сулима: «Целевой потребитель магазинов такого формата ― пенсионеры, они не пользуются онлайн-покупками».

Сейчас доля интернет-площадок в совокупной выручке Х5 составляет не больше 2―3%,

напоминает эксперт. «Поэтому существенного эффекта на общие показатели ретейлера продажа не окажет, да и привлеченные средства будут небольшими», ― говорит Сулима. По её мнению, компания может направить эти средства на ребрендинг сети дискаунтеров «Копейка», которую X5 приобрела в 2010 году. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин оценивает стоимость сделки максимально в «несколько миллионов долларов». В 2009 году контроль над компанией обошелся X5 всего в $1 млн.

Однако аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина напоминает, что выручка ООО «АйТи-Бизнес» в 2010 году составила $20 миллионов. Исходя из того что подобные ресурсы обычно оценивают по мультипликатору P/S больше 1, оценить проект могли дороже $20 млн, считает она. Аношина объясняет такой рост цены за компанию очень быстрым развитием интернет-продаж в последнее время.

Несмотря на продажу сервиса, X5 не намерена отказываться от интернет-торговли и хочет создать новый проект, говорят эксперты. Это косвенно подтверждает и Гусев, который говорит, что X5 собирается использовать опыт управления интернет-продажами «для успешной поддержки основного компании бизнеса в онлайне».

Для ритейлера работа с компанией «АйТи-Бизнес» была пилотным проектом, ориентированным прежде всего на возможность получить экспертизу рынка и необходимые навыки,

говорит Клягин. По его словам, Х5 намерена всерьёз выйти в сегмент дистанционных продаж, который развивается весьма динамично и имеет огромный потенциал роста. «Активное развитие онлайн-продаж ― один из основных трендов для большинства крупнейших операторов мировой розничной торговли», ― рассказывает эксперт. В России этот рынок сейчас растет на 50% в год.

Bolero.ru после ухода из-под контроля X5, по словам Сулимы, для развития также потребуется раскрутка: «Должно пройти не меньше двух лет, чтобы bolero.ru или 003.ru смогли хоть как-то конкурировать с такими площадками, как, например, ozon.ru».