Пенсионный советник

«Яндекс» составил запрос Nasdaq

«Яндекс» официально объявил о подготовке к размещению акций на американской бирже Nasdaq

Владислав Новый 28.04.2011, 22:00
Андрей Махонин/Коммерсантъ

Интернет-концерн «Яндекс» подал заявку на размещение акций на американской бирже Nasdaq. Миллиардное IPO запланировано на май. Бизнес компании критически зависит от топ-менеджеров Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича, признают в «Яндексе», называя рисками давление олигархов, политически мотивированное отношение к «Яндекс.Новостям» и возможные ограничения со стороны ФАС.

Крупнейший российский интернет-поисковик «Яндекс» официально объявил о подготовке к размещению акций на американской бирже Nasdaq. IPO запланировано на май. В проспекте размещения указано, что компания планирует привлечь до $1 млрд. В ходе IPO будут проданы бумаги зарегистрированной в Голландии Yandex N.V.

Продавцами выступают существующие акционеры, кроме того, будет допэмиссия.

Объем размещения и его распределение между допэмиссией и продажей существующих бумаг в материалах «Яндекса» не раскрывается. Ранее источники сообщали, что «Яндекс» предложит инвестором 10—20% акций при оценке компании в $6—$9 млрд. Организаторами размещения «Яндекса» стали банки Deutsche Bank, Morgan Stanley и Goldman Sachs. По данным Reuters, премаркетинг размещения начнется на следующей неделе, а встречи с инвесторами — 3 мая.

Основными акционерами «Яндекса» выступают фонды под управлением Baring Vostok
Capital Partners (23,89% голосующих акций), Roth Advisors Ltd. (6,42%), Международная финансовая корпорация (6,12%), сооснователи «Яндекса» Аркадий Волож (19,77%) и Илья Сегалович (4,14%). Также миноритарными пакетами неголосующих и голосующих бумаг владеют члены совета директоров Александр Волошин, Чарльз Райан, Джон Бойнтон, Эстер Дайсон и другие.

Опрошенные представители фондов отказались комментировать возможное участие в размещении.

Осенью 2009 года компания передала государственному Сбербанку «золотую акцию».

После американского IPO 306 тысяч акций класса А пойдут на опционную программу сотрудникам и неисполнительным директорам «Яндекса».

Выручка «Яндекса» в I квартале 2011 года составила 3,9 млрд рублей, увеличившись на 66,3% по сравнению с I кварталом 2010 года, квартальная чистая прибыль компании составила 820 млн рублей, указано в проспекте IPO.

Операционная рентабельность «Яндекс» в I квартале 2011 года составила 32,6%, что на 8% выше, чем годом ранее. Но до кризиса операционная рентабельность поисковика составляла 40,4%.

По итогам 2010 года выручка «Яндекс» выросла на 43%, до 12,5 млрд рублей. Основной доход поисковой системы — продажа контекстной рекламы. Аналитики «Ренессанс Капитала» ждут роста рынка онлайн-рекламы в 2011 году на 28% в рублях, не исключая пересмотра прогноза в сторону роста.

По данным LiveInternet за март 2011 года, доля «Яндекса» в поиске в российском сегменте интернета составила 65%. Основным конкурентом в проспекте IPO компания называет поисковик Google ( у компании 21,8% российского поиска).

В материалах «Яндекса» указаны стандартные риски для участников размещения — обострение конкуренции с Google и Mail.Ru Group.

Также в предварительном проспекте к IPO «Яндекс» указывает: компания считает риском для бизнеса ограничения, которые может установить Федеральная антимонопольная служба, и президентские выборы.

«В канун президентских выборов 2012 года существует неопределенность в политических, регуляторных, административных и коммерческих сферах. Если будут изменения государственной политики, эффект от них непредсказуем и может повредить бизнесу», — говорится в проспекте «Яндекса».

Бизнес в России, особенно для крупных компаний, может стать предметом агрессивного применения неясных законов и даже политически мотивированных действий, которые могут нанести материальный ущерб.

В частности, «Яндекс» предупреждает, что его сервис «Яндекс.Новости» может восприниматься как выразитель политической точки зрения, что может повлечь «политически мотивированные действия».

Кроме того, бизнесу в России угрожают действия финансовых групп, пытающихся установить контроль над компанией, используя экономическое и политическое влияние или связи в правительстве, признает «Яндекс».

Также критически важным для компании является присутствие в органах управления сооснователей Воложа и Сегаловича, говорится в проспекте IPO.

«Яндексу«нужно спешить на биржу, беспокоится Леонид Делицын из «Финама».

«Последние новости по Facebook заставляют инвесторов нервничать», — сетует аналитик, напоминая, что совладельцы социальной сети были вынуждены снизить оценку при организации частного размещения акций из-за отсутствия спроса.