Yota отключается от прибыли

Компания «Скартел» (бренд «Yota») огласила часть финансовых показателей 2010 года

Игорь Бахарев 05.03.2011, 10:53
РИА «Новости»

Yota заработала за год 3,7 млрд рублей. А на строительство сетей ей придется занять около 18 млрд рублей. Об окупаемости инвестиций на данном этапе развития компании речи не идет, уверены аналитики: чтобы двигаться к прибыли, рентабельность бизнеса нужно увеличить в четыре раза.

Новый партнер «большой тройки» (сотовые операторы МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») и «Ростелекома» — компания «Скартел» — за 2010 год заработала 3,7 млрд рублей без НДС, объявил глава «Скартела» Денис Свердлов. Компания предоставляет услуги беспроводного широкополосного доступа в интернет по технологии WiMAX под брендом Yota. В 2009 году выручка компании составляла 1,77 млрд рублей.

Финансовый аудит прошлогодних показателей продолжается. По предварительным данным, показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) «Скартела» в четвертом квартале составил 164,62 млн рублей. Это на 6% меньше показателей третьего квартала. Свердлов объясняет снижение тем, что компания в конце 2010 года «обнаружила ряд технических расходов 2009 года на сумму около 30 млн рублей». Без учета этих расходов показатель был бы выше цифр третьего квартала на 10,9%. Показатель EBITDA за год составил 385 млн руб, маржа EBITDA — 10,3%.

Пользователи часто жалуются на проблемы с доступом в интернет по сетям Yota. Затраты «Скартела» на развитие сети в России за год составили $167 млн. Из них $142,6 млн были потрачены на закупку базовых станций, оборудование и монтажные работы. Остальная часть потрачена на построение транспортных сетей и центров обработки данных.

В процессе реализации партнерства с «тройкой» и «Ростелекомом» бизнес «Скартела» будет разделен на инфраструктурную и клиентскую составляющие. Доступ в интернет компания продолжит предоставлять под брендом Yota.

В планах — построить в 2011 году 6000 базовых станций по технологии LTE. «Это идеальные планы — может быть, они и не будут полностью реализованы», — оговаривается Свердлов. По его оценке, для этого необходимо привлечь примерно $600 млн за год.

«Мы рассматриваем различные потенциальные источники привлечения денег — международные банки, российские банки и еврооблигации. Программу привлечения средств по 2010 году мы выполнили, у нас подписано соглашение с экспортными агентствами Кореи и Китая, под эти гарантии мы подписываем договоры с банками, есть довольно большое количество сделок, которые сейчас рассматривают кредитные комитеты», — рассказывает Свердлов.

Аналитик Банка Москвы Кирилл Горячих полагает, что $600 млн может не хватить для реализации планов компании, однако «если не хватит, привлекут еще. У них сильные акционеры — если что, помогут», — считает он. «Но выход в прибыль может занять больше времени из-за необходимости платить проценты по кредитам, — добавляет он. — Об окупаемости инвестиций на данном этапе, думаю, речи не идет».

Тибор Бокор, аналитик из ФК «Открытия», сомневается в успешности бизнес-модели «Скартела» и способности компании в ближайшее время выйти в прибыль. «Выручка почти 500 рублей в месяц на одного клиента — этого почти достаточно, чтобы быть прибыльными. Но «Скартел» показывает маржу EBITDA в 10,3%, с такой низкой маржой трудно работать. Телекоммуникационные компании со стабильной абонентской базой обычно тратят 5–10% от выручки на капзатраты, новая компания должна расходовать минимум 20%», — считает аналитик.

По его мнению, чтобы выйти в прибыть, компании надо снизить затраты и поднять показатель маржы EBITDA до 30–40%.

Активная пользовательская база Yota в четвертом квартале 2010 года составляла 757 000 пользователей (в конце четвертого квартала 2009 года — 330 000 человек). В феврале компания изменила тарифы — число абонентов снизилось на 2,5%. Компания отменила тарифный план «Yota День» стоимостью в 90 рублей в сутки и повысила цену тарифа для месячного доступа к сети «Yota Месяц». Кроме того, «Скартел» ввел новый тарифный план «Yota Неделя» (500 рублей за неограниченный доступ в течение недели) и добавила полугодовой и годовой тарифы.

«Повышая тарифы, «Скартел» рассчитывал отсечь часть абонентской базы, чтобы разгрузить сеть», — признал Свердлов. Бокор считает, что «Скартел» сделал «отличную маркетинговую кампанию и привлек клиентов», но рост цен на тарифы может спугнуть пользователей. «Им есть куда идти — стоит ждать оттока абонентов», — считает аналитик.