«Мегафон» проиграл миллион за роуминг

Суд отклонил ходатайство «Мегафона» о взыскании с абонента более 1 млн рублей

Владислав Новый, Екатерина Геращенко 24.02.2011, 11:01
Павел Головкин/Коммерсантъ

«Мегафон» проиграл суд пенсионерке, накачавшей в роуминге сериалов на 1 млн рублей. Это тревожный сигнал для телекоммуникационных компаний: ранее суды в таких делах всегда были на стороне истца, предупреждают отраслевые юристы.

Ленинский районный суд Владимира отклонил ходатайство оператора сотовой связи «Мегафон» о взыскании с пенсионерки Галины Пустынской более 1 млн рублей. Компания требовала компенсировать расходы за скачивание нескольких серий сериала «Интерны» с помощью 3G-модема в международном роуминге. Зять и дочь ответчицы, Роман и Анна Симоновы, пользовались устройством с siм-картой, зарегистрированной на ответчика, во время свадебного путешествия на Крит. Через несколько дней после возвращения из-за границы Пустынская получила счет от «Мегафона».
По словам адвоката Пустынской, при нахождении в международном роуминге расчеты оператора с ответчиком шли по кредитной схеме, на что абонентка не давала согласия. Модем скачивал контент и при отрицательном балансе, а данные о расходах средств на счете пришли с опозданием более чем на сутки.

«Договор об оказании услуг заключен в соответствии с законодательством, услуги были оказаны, за них обязаны заплатить», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова. Представитель «Мегафона» уточнила, что услуги по договору с Пустынской оказывал греческий оператор Wind Hellas. 90% суммы иска «Мегафона» составляли его выплаты Wind на 890 тысяч рублей — эти документы были представлены в суд, добавляет директор по связям с общественностью «Мегафона» Петр Лидов. «Мегафон» несколько раз предлагал ответчику подписать мировое соглашение, его сумма не раскрывается, добавляет он. «Мы готовы были в несколько раз снижать сумму иска», — говорит Лидов: компания понимает, что «люди сделали это не специально, а также то, что ответчик — пенсионер с невысоким уровнем дохода».

Но суд отклонил ходатайство «Мегафона». О победе в суде Роман Симонов написал на своей страничке в «Живом журнале». Представитель «Мегафона» заявил «Газете.Ru», что компания не согласна с решением суда и будет его обжаловать.

Отказ суда в удовлетворении ходатайства оператора о взыскании задолженности был первым в отрасли, говорит эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов. По его словам, это тревожный сигнал для телекоммуникационных компаний. «Ранее суды в таких делах всегда были на стороне истца. Сейчас количество пользователей смартфонов растет, и масштаб проблемы будет расти», — предупреждает он.

Решение по иску «Мегафона» не обязывает другие суды его применять: в России не прецедентное право, напоминает Антон Богатов. Рассмотрение дел о предоставлении услуг связи с участием третьей стороны – иностранного оператора – затруднено пробелами в российском законодательстве. По словам Антона Богатова, проблем две – отсутствие понятия «услуга связи в роуминге» и невозможность оценить объем предоставленных в роуминге услуг. «Услуги в роуминге предоставляет иностранный оператор, но российские операторы взыскивают возникающую задолженность от себя. Подтвердить объем задолженности нельзя», — пояснил эксперт.

Антон Богатов рекомендует абонентам внимательнее читать договор об оказании услуг. «Особенно те пункты, которые написаны мелким шрифтом», — добавил Роман Симонов, выходя из зала суда.

Абоненты других операторов «большой тройки» также получали крупные счета за связь. Так, в августе 2010 года гендиректор риелторского агентства Penny Lane Realty Георгий Дзагуров обвинил сотового оператора «Вымпелком» («Билайн») в «вымогательстве» полумиллиона рублей у одной из сотрудниц компании. В начале 2010 года она отдыхала вместе со своим сыном в Египте. К ее рабочему телефону оказалась «по умолчанию» подключена услуга международного роуминга и мобильного GPRS-интернета, хотя Дзагуров настаивал, что никто и никогда не заказывал данных услуг. Сын сотрудницы воспользовался ее телефоном iPhone, поиграв 4 часа в онлайн-игры. Такой же объем трафика, отмечал Дзагуров, израсходованный в Москве, стоит 139 рублей. Но в роуминге счет составил 522 тысячи рублей. Не избежал скандалов и МТС. Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» недавно встало на защиту абонента оператора, который, приехав из-за границы, получил счет из компании на 700 000 рублей за разговоры и пользование интернетом.

19 января МТС первым из «большой тройки» установил лимит кредитования на GPRS-трафик в международном и внутрироссийском роуминге. Абонент МТС, находясь за границей, может наговорить в кредит лишь на 35 000 руб. При достижении лимита на трафик GPRS МТС «ограничит или приостановит оказание услуг и/или выставит внеочередной счет за фактически оказанные услуги».

В конце января в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает, что абонент российского сотового оператора не может задолжать оператору за услуги в роуминге более 3 тысяч рублей в месяц. Аналогичные нормы установлены в Евросоюзе, говорил инициатор документа сенатор Виктор Евтухов: европейские компании отключают услуги связи в роуминге при превышении лимита на 50 евро. Но представитель «Вымпелкома» отрицал наличие технической возможности для введения такого ограничения: биллинг иностранных операторов не рассчитывается в рублях. По словам Евтухова, необходимо внести поправки в законодательство: это избавит абонентов от многотысячных счетов и от вступления в длительные и дорогостоящие тяжбы с операторами.