Топливу придали ускорение удешевления

Бензин и дизель дешевеют, но медленно

Алексей Топалов 17.02.2011, 18:42
ИТАР-ТАСС

После угроз в адрес нефтяников со стороны премьера и ФАС цены на автозаправках пошли вниз. Но чиновники недовольны. Топливо должно дешеветь в два раза быстрее, заявил в четверг глава ФАС Игорь Артемьев. Эксперты предупреждают, что после принятых мер многие оптовики ушли с рынка, что грозит дефицитом.

Нефтяники отчитываются о снижении цен на топливо. «Роснефть» с начала февраля дважды опускала оптовые и розничные цены. Как говорится в сообщении компании, эти меры привели к снижению цены литра топлива до 1,5 руб. — в зависимости от региона.

«ЛУКойл» снизил оптовые цены на 1 тысячу рублей за тонну на бензины и дизель. Это привело к тому, что в Центральном регионе все виды топлива на АЗС компании подешевели на 1 рубль за 1 литр, в регионах цена бензинов также снизилась на 1 рубль, а на дизельное топливо — еще более значительно. Например, в Астрахани 1 литр ДТ подешевел на 3,3 руб.

ТНК-ВР с 9 февраля снизила цены на так называемый зимний дизель на 1,2 руб. за литр на всех своих заправочных комплексах. А 15 февраля компания снизила цены на бензины АИ-92 и АИ-95 — на 0,3 и 0,2 руб. соответственно. Эта мера также коснулась всех регионов.

«Газпром нефть» 9 февраля сообщила, что с целью стабилизации ситуации на российском топливном рынке она снижает цены на дизель и авиакеросин на всех уровнях продаж — от крупного опта до розницы. Оптовые цены ДТ понизились на 1,5 тыс. рублей за 1 тонну, что дало снижение розницы на 1 рубль за литр. Тонна авиационного керосина подешевела на 1 тысячу рублей. С 14 февраля «Газпром нефть» понизила розничные цены на весь ассортимент автомобильных бензинов на 50 копеек за литр, а дизельное топливо на заправках «Газпром нефти» подешевело еще на 20 копеек за литр. А с 15 февраля компания вновь снизила оптовые цены — на 600—1000 рублей за тонну бензина и на 500 рублей за тонну авиационного керосина. В целом, как сообщала компания, дизельное топливо, цены на которое стали поводом для третьей волны антимонопольных дел, с декабря подешевело на заправках компании на 2,20—2,70 руб. за 1 литр.

«Меры, принятые нефтяными вертикально интегрированными компаниями по поручению правительства, сказались и на работе независимых заправщиков, — говорит директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков. — Но

владельцы независимых АЗС не имеют возможности так же быстро снижать цены. Сейчас на нефтебазах содержится топливо, поставленное еще по старым, более высоким ценам. Замещение его новыми закупками займет две-три недели».

Но чиновники недовольны и тем, как снижают цены крупные компании. «Если говорить о снижении розницы на бензоколонках больших вертикально интегрированных компаний, то в среднем это снижение составило не два, а один рубль, — заявил глава ФАС Игорь Артемьев на президиуме правительства в четверг. —

А мы считаем, что оно должно быть в два раза большим».

В январе потребительские цены на автомобильный бензин в Москве выросли на 3,26%-6,99% в зависимости от марки, подсчитал Мосгорстата.

Бензин марки А-76 (Аи-80) подорожал с 20,35 руб. за литр в декабре до 21,62 руб. в январе (6,24%), А-92 — с 24,19 до 25,06 руб. (3,6%), А-95 — с 26,11 до 26,96 руб. (3,26%).

Рост цен на дизельное топливо в январе в России составил 7,3% (в ноябре 2010 года – 8,2%, в декабре – 10%).

По данным Московской топливной ассоциации на 16 февраля, за неделю розничные цены в Москве снизились в среднем на 0,85 руб. за 1 литр топлива. Так, литр дизеля стоит 24,91 руб. (--88 копеек), АИ-80 — 21,28 руб. (--87 коп), АИ-92 — 24,45 руб. (--88 коп), а литр АИ-95 — 26,27 руб. (--83 коп).

В прошлом декабре литр дизеля стоил 24,67 руб., то есть даже дешевле, чем сейчас, а вот АИ-92 в конце прошлого года стоил 27,04.

Но снижение цен дает не только позитивный эффект. «Фактически сейчас введено ручное регулирование топливного рынка, — говорит глава МТА Евгений Аркуша. — Многие оптовые поставщики просто ушли с рынка: по старым ценам они продавать уже не могут, а по новым не хотят. А крупные компании направляют свою продукцию в первую очередь собственным сбытам». В результате создается дефицит.