Google и Apple взялись за подписку

Google и Apple начали продажу подписки на онлайн-приложения

Reuters
Google начал продажу подписки на СМИ для смартфонов и планшетных компьютеров. Apple уже открыла подобный сервис, но его комиссия на 20% выше, чем у конкурента. Но размер комиссии — не определяющий фактор, считают издатели. В первую очередь они будут ориентироваться на удобство и популярность электронного носителя.

В среду Google запустил сервис One Pass, который поможет издателям продавать цифровые версии газет и журналов на сайтах и в виде приложений для смартфонов и планшетных компьютеров. Издатели смогут брать плату за подписку, за частоту посещений или за каждую статью. Подписчики газет будут получать коллективные скидки или читать цифровой контент бесплатно, пишет Google в блоге.

По заявлению компании, издатели будут получать основную часть прибыли от каждого платежа. Комиссионные Google составят около 10%. Сейчас Google One Pass доступен для издателей в Канаде, Франции, Германии, Италии, Испании, Британии и США.

Компания Associated Newspapers, издающая британскую газету Daily Mail и самый популярный британский сайт Mail Online, рассматривает возможность работы с новым сервисом Google. One Pass готовы подключить издатели испанской газеты El País, германских изданий Die Welt и Bild, а также портал Tomorrow Focus, пишет The Guardian. Сервисы онлайн-подписки имеют практическое значение, считает президент и совладелец издательского дома HFS Виктор Шкулев.

По данным Financial Times, система Google будет предоставлять издателям доступ к данным читателей.

За день до анонса от Google аналогичный сервис запустила Apple.

Подписка будет продаваться в App Store. Пользователям iPhone и iPad будут доступны периодика, видео и музыка. Комиссия Apple составит 30%, при этом цена на контент не должна отличаться от стоимости подписки на сайте издания.

Политика компании вызовет возмущение разработчиков контента, полагают аналитики. «30% — это очень дорого. Комиссионные чрезвычайно высоки»,

— говорит Шкулев, чей издательский дом выпускает журналы в виде приложений для Apple. Представитель Apple не ответил на вопрос о возможном снижении комиссии в связи с запуском подписки от Google.

Но финансовая модель, в которой участвуют создатель операционной системы и газета, вторична по отношению к системе «пользователь — device», считает гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. «Важно, как будет устроен рынок устройств и как газета через них будет удовлетворять интересы читателей», — говорит он.

В первую очередь издателей будет интересовать удобство гаджета, его стоимость, удобство системы покупки приложения и только потом комиссионные,

признает и Шкулев. Пока нет «мультиплатформенных» приложений: они разрабатываются только для Android или Apple, а это «серьезная проблема», сетует президент HFS.

Сервисы онлайн-подписки от Apple и Google позволят издателям собирать «какие-то деньги», ожидает Кудрявцев, но платить будут читатели в странах с устоявшимся представлением об авторском плане, о качестве, легальности и дистрибуции контента. «Мы к таким странам пока не относимся», — отмечает он.