iГазета

Руперт Мердок и Стив Джобс выпустили газету для iPad

Reuters
Совладелец News Corp. Руперт Мердок запустил ежедневную газету для iPad. Авторы проекта The Daily уже вложили в него $30 млн и к концу года хотят получить 800 тысяч подписчиков. В России потенциальная аудитория издания — максимум 5 тысяч человек, говорят эксперты.

Совладелец медийной корпорации News Corp. Руперт Мердок провел презентацию новой 100-cтраничной электронной газеты The Daily, созданной специально для владельцев планшетного компьютера iPad от компании Apple. Новая бизнес-модель заключается в распространении контента исключительно в цифровом формате. Для News Corp это попытка расширить бизнес на фоне падающих рекламных доходов печатных газет.

Недельная подписка The Daily будет стоить $0,99, годовая — $39,99. Пока Apple представила систему платежей за подписку только для The Daily, но позже она будет доступна и для других издателей. Электронная газета будет писать об основных новостях дня, спорте, искусстве, также будет секция комментариев. Кроме того, The Daily будет публиковать видео высокого разрешения и панорамные фотографии с обзором в 360 градусов.

Главным редактором The Daliy назначен Джесси Анджело, ранее он работал управляющим редактором в газете The New York Post.

Запуская СМИ, Мэрдок объявил о ставке на то, что «популярность iPad привлечет и подписчиков, и рекламодателей». «iPad потребовал от нас полностью перестроить принцип работы. Я уверен, что поколение планшетных компьютеров дает шанс для новейших проектов», — заявил председатель и генеральный директор News Corp. По его словам, The Daily станет «новой моделью для того, как должны преподноситься новости и как их будут читать».

Гендиректор Apple Стив Джобс не смог посетить презентацию издания, он сейчас находится на больничном. Но Мердок рассказал, что Джобс звонил ему на прошлой неделе и назвал The Daliy «потрясающим» проектом.

Руперт Мердок заявил, что на запуск The Daily уже потрачено $30 млн, недельный бюджет электронной газеты будет на уровне $500 тыс.

Сейчас медиакорпорация Мердока стоит перед двумя вызовами — сокращением рекламных доходов от печатных СМИ и нежеланием пользователей интернета платить за контент, видят западные медиааналитики.

По оценке аналитиков, опрошенных Sky News, чтобы стать рентабельной, газета должна собрать минимум 800 тысяч подписчиков.

В окружении Мердока предполагают, что The Daily выйдет на этот уровень: к концу текущего года в мире будет насчитываться 40 млн обладателей iPad.

С апреля 2010 года компания продала более 15 млн iPad, заявлял ранее вице-президент Apple по интернет-сервисам Эдди Кью. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в России сейчас около 200 тыс. владельцев iPad. Но потенциальная аудитория The Daily в России — тех, кто пользуется iPad и читает на английском языке, — не более 5 тыс. человек, добавляет эксперт.

«Не совсем понятно, зачем ограничивать каким-либо устройством свою аудиторию», — скептичен Муртазин.

Но The Daily вскоре будет доступна и для владельцев планшетников конкурирующих компаний, обещает Мердок. По данным Gartner, мировые продажи планшетных компьютеров различных брендов в 2011 году составят 54,8 млн штук, а в 2014 году увеличатся до 208 млн.

Руперт Мердок не единственный издатель, делающий ставку на iPad. Британский миллиардер Ричард Брэнсон представил журнал для планшетника в ноябре 2010 года. Он посвящен индустрии развлечений, дизайну, технологиям и предпринимательству. Месячная подписка стоит $2,99 в онлайн-магазине Apple.

Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин считает, что выпуск газеты специально для iPad – это «искусственная идея, тупиковый путь».

«Мне кажется, что Мердоку все последние годы изменяет чувство рынка. Правильнее предлагать один и тот же материал на разных платформах в зависимости от привычек аудитории», - говорит Сунгоркин. Он сомневается, что потребители будут платить за газету для планшетного компьютера, так как «все потребители интернета «развращены» бесплатными ресурсами».

«90% контента создают традиционные СМИ, и если бы они договорились о том, чтобы сделать контент платным, то это был бы интересный ход», - считает главный редактор «КП».

«В одиночку в него ничего не получится. Думаю, пролетит он с этим проектом», - заключает Сунгоркин.

Недельный редакционный бюджет The Daily Сунгоркин назвал «безумным, гигантским». «Недешевое удовольствие для инвестора», — частично соглашается заместитель главного редактора Forbes в России Александр Малютин. Он верит в успех проекта.

«Мне это напоминает запуск «Газеты.Ru» - первой газеты «бумажного качества» в Интернете. И поэтому мне кажется, что у The Daily есть все шансы пройти примерно тот же путь. Это такое же недешевое удовольствие, это такая же неполная ясность с самого начала на предмет того, какими способами монетизироваться, это упорные поиски означенных способов - и наконец полный успех. Мердок начал это дело первым, к тому же это Мердок! Так что успех будет. Только не сразу, и у меня нет уверенности, что iPad-газета окупится на одной подписке. Но будет и реклама, будут и другие способы. Это обречено на успех», — говорит Александр Малютин, не исключая перспектив запуска СМИ для планшетников на русском языке. «Просто должен найтись инвестор, готовый подождать лет 5-7. Никакой окупаемости за год-два не будет, можно забыть об этом», — резюмирует он.

Аннелиз ван ден Бельт, президент SUP, уверена: «Перспективы на самом деле хорошие». «Количество пользователей iPad во всем мире огромно и растет с каждым днем, поэтому целевая аудитория будет увеличиваться», — прогнозирует топ-менеджер, затрудняясь оценить — применима ли эта модель в России. «На данном этапе вряд ли, и прежде всего потому, что владельцев планшетов в России гораздо меньше, чем тех, кто пользуется интернетом привычным способом. Более того, не каждый психологически готов к тому, что придется платить за содержание сайтов. На развитии медиаориентированных изданий для планшетов можно заработать, и величина дохода зависит от применяемой модели – например, будет ли это просто подписка (четко прогнозируемый доход), реклама или сочетание рекламы и подписки. Несомненным плюсом является использование интерактивной рекламы – например, видео, селекторов конфигурации автомобилей, отзывов блогеров, различных социальных аспектов в рекламе и так далее, что дает возможность интересно преподнести любую идею», — заметила Аннелиз ван ден Бельт.

Пользователи iPad в России сообщают, что издание не загружается в планшетники и недоступно на территории страны.

Председатель экспертного совета «Национальной медиагруппы» Александр Роднянский считает, что потенциально и запуск проекта с видео для iPad «страшно любопытен».

По его словам, российский рынок может оказаться более успешным, чем «консервативные» рынки. «В сегменте планшетных компьютеров потребление развивается революционно. Я вижу за этим большие перспективы, неслучайно вся делегация в Давосе была вооружена планшетами», - добавил Александр Роднянский.