Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Groupon продадут без скидки

Интернет-компания Groupon идет на биржу

Петр Канаев, Игорь Бахарев 14.01.2011, 12:43
«Газета.Ru»

Акционеры Groupon готовят интернет-концерн к выходу на биржу. Компания с участием российского капитала рассчитывает разместить акции на $1,5 млрд. IPO имеет шансы на успех, констатируют аналитики.

Интернет-корпорация Groupon, акционером которой является инвестфонд DST Global Алишера Усманова и Юрия Мильнера, определилась с объемом запланированного на первый квартал 2011 года публичного размещения акций.

Собственники компании, владеющей в России скидочным сервисом Darberry, планируют получить в рамках IPO от $1 млрд до $1,5 млрд, знают осведомленные источники Reuters. «Переговоры по вопросам выхода на биржу продвигаются», — говорит один из них.

По данным источника, представители Groupon проводят консультации с инвестиционными банкирами «для изучения перспектив IPO значительного объема».

Заявленная в неофициальной оценке сумма готовящегося размещения акций, по статистике Thomson Reuters, ставит возможное IPO в ряд крупнейших среди технологических корпораций Америки. Информация о подготовке Groupon к размещению появилась на фоне ожиданий выхода на биржу компании Facebook, заявившей о намерении стать первой в мире корпорацией с капитализацией в $1 трлн.

Акционеры Groupon с прошлого года активно привлекают деньги. В январе 2011 года завершился раунд финансирования на $950 млн. Акции Groupon размещались среди ограниченного круга инвестфондов: деньги в компанию вложили Andreessen Horowitz, Battery Ventures, Greylock Partners, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Maverick Capital, Silver Lake и Technology Crossover Ventures.

DST Global тоже участвовала в процессе финансирования. Российские инвесторы не раскрывают долю в капитале Groupon, но до января 2011 года она, по неофициальным оценкам, составляла около 2—2,5% (еще 5,13% числятся за аффилированной с DST группой Mail.ru). В DST не прокомментировали подготовку компании Groupon к IPO.

Из $950 млн около трети получили члены совета директоров Groupon, в том числе основатель компании Эндрю Мэйсон. Оставшиеся деньги направляются на развитие бизнеса.

Выход на биржу — это способ привлечь деньги, сохранив влияние основных владельцев на компанию. Мэйсон в 2010 году дважды отказывался продать бизнес.

Первым с предложением о покупке выступил интернет-концерн Yahoo!, который был готов заплатить за скидочный сервис $3 млрд. Позднее в переговоры вступила корпорация Google, поднявшая оценку бизнеса до $6 млрд. Потенциальные инвесторы рассчитывали на стремительный рост доходов: бизнес-модель Groupon предполагает получение комиссионных с покупок своих клиентов. Участники интернет-рынка оценивают выручку сервиса по итогам 2010 года в $50 млн в месяц, исходя из годового прогноза в $600 млн.

Сделки с Yahoo! и Google не состоялись, несмотря на то что последняя цена — $6 млрд — обеспечила бы первым инвесторам, в частности DST, выход из проекта с прибылью на уровне 700%.

Тибор Бокор из финансовой корпорации «Открытие» «приблизительно и очень консервативно» оценивает Groupon в $4 млрд. «На скидки сейчас большой спрос, поэтому стоимость Groupon двигается вверх, это очень перспективная компания, поэтому вполне возможно, что к моменту выхода на IPO оценка компании будет уже около $5—6 млрд», — оптимистичен аналитик. Но он рекомендует отложить IPO: «На данный момент компании следовало бы подождать. Она только что привлекла большие деньги».

Быстрый выход на биржу, по мнению Бокора, целесообразен «небольшим пакетом для получения рыночной оценки своих ресурсов и стимулирования акционеров». Наталья Лесина, аналитик группы «Алор», не согласна: если бы компания проводила IPO именно сейчас, то вероятность успешного размещения была бы крайне высока «в первую очередь из-за благоприятной конъюнктуры на мировых финансовых рынках: готовность инвесторов к риску находится на относительно высоком уровне».