«Москва» приземляется

Авиакомпания «Москва» задерживает вылеты

Андрей Ковалевский 30.12.2010, 18:19
ИТАР-ТАСС

Во Внуково начались задержки рейсов авиакомпании «Москва», подконтрольной столичному правительству. По неофициальной информации, причина — несвоевременная оплата наземного обслуживания. Сбои в графике вылетов происходят на фоне конфликта между менеджментом «Москвы» и антикризисной командой из компании UTair.

Онлайн-табло аэропорта Внуково сообщает о задержках рейсов авиакомпании «Москва», подконтрольной городскому правительству. Задерживались вылеты в Брно, Гянджу и Рованиеми. Рейс в Пловдив отменен. Рейс 221 Москва — Душанбе, который должен был вылететь накануне в 22.05 по московскому времени, был отправлен в 11.40 четверга.

Из-за обледенения и перебоев с электричеством на текущей неделе возникали проблемы с вылетом из крупнейших аэропортов России Домодедово и Шереметьево, но Внуково работало почти без задержек.

Сотрудник авиакомпании утверждает, что сейчас сбои в графике вызваны не погодными условиями, а несвоевременной оплатой наземного обслуживания в аэропорту.

«Другой рейс в столицу Таджикистана до сих пор не может вылететь в Москву в связи с отказом топливозаправочной компании обслуживать рейс перевозчика из-за отсутствия оплаты», — говорит сотрудник «Москвы». По его словам, компания столкнулась с «ультиматумами аэропортов, топливозаправочных компаний и других контрагентов о необходимости срочного погашения долгов».

«С 29 декабря в аэропорту Внуково на рейсы авиакомпании «Москва» прекращена отгрузка питания. На рейсах свыше трех часов пассажирам предлагаются только прохладительные напитки», — утверждает источник.

По его данным, страховая компания «Согласие» в одностороннем порядке разорвала контракт по страхованию лайнеров Boeing, которые эксплуатировались в «Москве» по договорам лизинга. «Без страховки по российским авиационным правилам летать нельзя», — говорит источник. В «Согласии» подтверждают эту информацию.

На сайте авиакомпании размещено обращение руководства, в котором говорится, что «все регулярные и чартерные рейсы авиакомпании выполняются в соответствии с расписанием». «Все, что необходимо для того, чтобы исполнить обязательства перед потребителями и контрагентами в период новогодних и рождественских праздников и после них, сделано, летный, инженерно-технический персонал и специалисты по обеспечению производственных процессов на своих местах ежедневно делают свою работу, обеспечивая самый высокий уровень безопасности полетов и качества», — сообщает компания.

Исполняющий обязанности генерального директора «Москвы» Андрей Манвелидзе отказался ответить на вопросы «Газеты.Ru». Письменный запрос в авиакомпанию, направленный в среду, остался без ответа.

Сейчас работой «Москвы» руководят менеджеры из компании UTair. 24 декабря 2010 года в офис московской авиакомпании прибыла команда из UTair в составе 5 человек, которая позднее увеличилась до 10. Андрей Манвелидзе с 25 декабря исполняет обязанности генерального директора. «Остальные люди представились консультантами», — сказал сотрудник «Москвы». По неофициальной информации, UTair претендует на активы «Москвы», потенциальное слияние выведет объединенную авиакомпанию на третье место среди российских перевозчиков.

В авиакомпании идут сокращения сотрудников по соглашению сторон. «Есть опасения, что в канун новогодних праздников сотрудники авиакомпании останутся без заработной платы», — жалуется один из уволенных.

В сообщении руководства «Москвы» заявления бывших сотрудников названы провокацией. «В полном объеме произведены авансовые платежи по заработной плате за декабрь 2010 года, выплаты работникам, увольняющимся по сокращению штатов. Производятся все текущие платежи, необходимые для бесперебойного выполнения новогодней чартерной программы. Закрыта продажа на ряде убыточных маршрутов с 18 января 2011 года.

Расторгнут ряд кабальных договоров, цены услуг по которым до двух раз превышают рыночные», — говорится в релизе компании.

Новый менеджмент указывает на «необдуманное сокращение производственного персонала, в том числе летного состава, в 2010 году». «В компании сложился необъяснимый дисбаланс численности, когда на 38 летных экипажей приходится более 800 человек руководства и обеспечивающих служб — единственный известный случай в авиационной отрасли, — резюмируют в «Москве». — В создавшихся условиях перед новым руководством были поставлены жесткие задачи по антикризисному управлению».

Подпадающие под сокращения сотрудники «Москвы» уверены, что авиакомпанию продают в обход открытого тендера. Но опрошенные «Газетой.Ru» эксперты придерживаются другого мнения. «Передача авиакомпании происходит завуалированно, но в рамках закона, — говорит редактор отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров. — В данном случае московское правительство обходит саму процедуру продажи». По его мнению, «Москва» может пройти через процедуру банкротства, а маршрутная сеть перейдет к UTair.

Объявление конкурса не требуется, поскольку маршрутная сеть не является имуществом, авиакомпания «Москва» вправе самостоятельно определять изменения маршрутной сети, говорит старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Архипов.

Парк воздушных судов взят в лизинг — самолеты не находятся в собственности авиакомпании или департамента имущества Москвы. «В этом случае расторгается договор лизинга, производятся финансовые расчеты, суда передаются в лизинг новому перевозчику», — говорит Архипов.

Он напоминает, что «финансовое состояние авиакомпании московского правительства до смены руководства было неудовлетворительным». «Действия нового менеджмента, возможно, имеют антикризисную направленность, — полагает Архипов. — Но отказ исполнять существующие обязательства оказался бы за рамками правового поля».

Роман Гусаров называет систему государственного управления «Москвой» неэффективной. «Возможное банкротство и передача в собственность маршрутов UTair — это квинтэссенция работы чиновников», — видит он.