Мобильники спокойно дешевеют

Мобильные телефоны заработают 180 млрд рублей

Игорь Бахарев 17.12.2010, 12:10
ИТАР-ТАСС

Российские сотовые ритейлеры продают больше телефонов за меньшие деньги. Средняя стоимость трубки снижается. Продажи дорогих смартфонов растут, но не оказывают заметного влияния на общие показатели рынка.

В 2011 году российский рынок мобильных телефонов будет расти и достигнет в количественном выражении 39 млн аппаратов, ждут аналитики «Связного». По итогам 2010 года будет продано 35 млн мобильных телефонов, рост рынка относительно 2009 года составит 26%. В денежном выражении это 155 млрд рублей.

«Рынок вышел из кризиса почти моментально», — подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но прогнозы «Связного» излишне оптимистичны: реально будет продано 36,5–37 млн трубок. Предпосылок для взрывного роста нет, уверен аналитик. Оценка в 39 млн очень оптимистична, считает и специалист J'son & Partners Сергей Савин, его прогноз на 2010 год — это 33 млн проданных телефонов.

«Сегодня на руках у населения примерно 110 млн мобильных телефонов. Это количество приходится примерно на 80–90 млн «живых» абонентов. 35 миллионов трубок — это почти половина, и резервов роста нет», — убежден Муртазин. «Через пару лет, — уверен ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин, — рынок насытится, и люди будут покупать телефоны, только если старый сломался».

В денежном выражении продажи вендоров, даже по оптимистичным прогнозам «Связного», не будут прорывными – 180 млрд рублей за 2010 год. Это меньше, чем в 2008 году, когда продавцы получили за телефоны почти 200 млрд. Средняя стоимость мобильного телефона снижается, уверены в «Связном». По данным J'son & Partners, с середины 2009 года средний чек на мобильный телефон колебался в России в районе 5000 рублей, а сейчас около 4000.

«Во время кризиса разные компании начали предлагать клиентам бюджетные аппараты. Стало много телефонов стоимостью меньше 1000 рублей», — рассказывает Муртазин.

В последнее время растет присутствие азиатских производителей ZTE, UBIQUAM и Huawei. Большинство таких телефонов продаются на российском рынке под брендами «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк». «Именно за счет таких аппаратов сейчас и в ближайшем будущем будет расширяться рынок», — добавляет Савватин.

Из среднего ценового сегмента покупатели уходят не только в нижний, но и в премиальный. По оценке «Связного», доля трубок, цена которых начинается от 25 000 рублей, растет. «В большей степени это связано с появлением дорогих моделей от компаний Apple, Samsung и HTC», — говорят аналитики. С этого рынка ушла Nokia. «Если раньше «восьмитысячная» серия Nokia была очень распространена в этом сегменте, то в кризис компания приняла решение больше не выпускать такие аппараты», — рассказывает Муртазин. В результате их нишу заняли конкуренты. Именно интерес покупателей к iPhone 4G, iPhone 3GS и новинкам от HTC позволяет сказать, что средняя стоимость телефонов во второй половине 2010 года падала не очень сильно и даже немного увеличилась, считает Савватин.

Трендом конца 2010 и 2011 года, соглашается президент «Евросети» Александр Малис, становится мода на смартфоны: продажи увеличиваются. Наибольшей популярностью, уверены в «Связном», будут пользоваться смартфоны на операционной системе Android.