Компании пошли за менеджерами

Три четверти российских компаний занимаются поиском менеджеров высшего и среднего звена

Глеб Климентьев 17.11.2010, 13:29
ИТАР-ТАСС

Россия заняла 8-е место в мире по активности подбора персонала. Три четверти компаний ищут новый менеджмент, желая сменить команду на более эффективную и компенсируя сокращения, сделанные в кризис.

Россия вошла в десятку самых активных стран по подбору персонала, говорится в глобальном исследовании рекрутинговой компании Antal Russia, проведенного совместно с Antal International. Россия поднялась с 17-го на 8-е место: сегодня три четверти российских компаний занимаются поиском менеджеров высшего и среднего звена. В десятку лидеров Россия вошла впервые с момента начала проведения регулярных опросов, которые проводятся с начала 2009 года раз в квартал. В опросе принимают участие более 9,1 тыс. компаний из разных сфер экономики из 52 стран Европы, Африки, Индии, Китая и США.

Компании меняют менее эффективных работников на более работоспособных, чтобы оптимизировать затраты, объясняет происходящее на российском рынке труда управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен.

«Количество компаний, расстающихся с менеджерами среднего и высшего звена в России, выросло до уровня мая 2009 года и составило 45%»,

— говорит Гермерсхаузен. Сейчас компании планируют бюджеты на следующий год, а расходы на персонал — это одна из основных статей. К тому же в следующем году единый социальный налог будет увеличен до 34%. Соответственно, сотрудники будут обходиться компании дороже. Но растущая рекрутинговая активность, сопровождающая увольнения, говорит о сохраняющемся оптимизме работодателей и может сказаться на росте зарплат в рублевом эквиваленте и на темпах инфляции в 2011 году, считает Гермерсхаузен.

При этом становятся вновь востребованы специалисты, спрос на которых во время кризиса был не очень высок, но от которых зависит эффективность работы компании: например менеджеры по внутрикорпоративным коммуникациям, менеджеры по компенсациям и льготам, ИТ-директора, менеджеры по связям с общественностью.

Рост рекрутинговой активности происходит не только в России, но и в целом в мире: 57% компаний, охваченных исследованием, набирают персонал среднего и высших управленческих звеньев. Среди европейских стран в этом процессе

Россию обогнали Украина, где 79% компаний привлекают новых сотрудников, и Словакия (76%). «Это связано с тем, что эти страны были в худшем положении во время кризиса. А кто сильнее падал, тот сильнее растет»,

— объясняет партнер Antal Russia Люк Джонс. А лидерами в мировых масштабах стали такие страны, как Таиланд (86%), Китай (81%), Филиппины и Катар (80%).

Активность российских компаний по найму персонала сегодня превышает докризисный уровень на 36%, подтверждают данные HeadHunter. Востребованы сегодня не только менеджеры высшего и среднего звена, отмечает президент компании HeadHunter Юрий Вировец, но и низшего, а также вообще квалифицированные специалисты. За этот год на hh.ru

вакансий для них стало на 18% больше, а активность соискателей снизилась на 7%, что свидетельствует о благоприятной ситуации для поиска работы.

«Наиболее высокую активность в части найма персонала традиционно демонстрируют три отрасли», — говорит директор департамента рекрутмента в Москве холдинга «Анкор» Лора Буромская. Это сектор товаров народного потребления и фармацевтическая отрасль — то, что всегда пользуется спросом у потребителей, и сектор информационных технологий — отрасль, без которой в современных условиях невозможно развитие любого бизнеса. Причем компании сейчас подбирают персонал не только на замену уходящим сотрудникам, но и под новые проекты, добавляет Буромская.

Однако если Antal Russia говорит о том, что увеличение активности объясняется прежде всего оптимизацией издержек, в HeadHunter считают иначе. «В первую очередь это связано с огромными сокращениями штата в кризис. Поэтому рост рекрутинговой активности у нас значителен только за счет так называемого эффекта низкой базы — искусственно заниженных стартовых значений», — говорит Вировец.

В конце 2008 года компании, поддавшись страху, сократили до 40% своего персонала, а сегодня пытаются наверстать упущенное.

Кроме того, Вировец не соглашается с Antal в том, что рост в секторе только начинается. «Что касается топ-менеджмента, то в 2010 году пик рекрутинговой активности пришелся на март 2010 года: рост по сравнению с началом года составил 20%. После этого произошло охлаждение рынка и количество открытых вакансий снизилось на 10% по сравнению с началом года».

Но дальше в России компании продолжат активно менять персонал, сходятся во мнении эксперты. «Работающие сотрудники неэффективны по мировым меркам, — говорит Вировец. — Российским компаниям в итоге единица продукции обходится до 60% дороже, чем их западным коллегам».