Росавиация отменит правило, по которому частные самолеты должны запрашивать разрешение на взлет с авиаплощадки за три дня до предполагаемой даты вылета и ждать подтверждения от авиадиспетчеров, сообщает «Российская газета» в понедельник со ссылкой на сообщение Федерального агентства воздушного транспорта. Согласно новым правилам, с 1 ноября 2010 года судно малой авиации, не занимающееся регулярными пассажирскими коммерческими перевозками, может просто сообщить, что взлетает, и проинформировать диспетчера о месте прилета и ориентировочных сроках. Летать судам малой авиации разрешается на высоте до 3 тысяч метров.
Новые правила устанавливают также классы воздушных судов для предотвращения путаницы в вопросе согласования вылета с авиадиспетчером. Для самолетов класса А, к которым относятся в основном суда крупных перевозчиков, диспетчерская поддержка обязательна. Самолеты, которые летают на низкой высоте и не требуют диспетчерского сопровождения, приравниваются к классу G.
В правилах выбора места взлета и посадки практически ничего не меняется. Сажать самолет на огороде по-прежнему будет запрещено. В России есть специальные зарегистрированные и временные площадки для взлета и посадки. Они рассчитаны на определенный вес воздушных судов.
Те же частные пилоты, которые выберут для посадки крупный аэропорт, все-таки должны будут получить разрешение от диспетчеров аэропорта и воспользоваться их «сопровождением», чтобы не стать помехой на пути других самолетов.
Летчикам частных летательных аппаратов предложат также варианты маршрутов следования, которые появятся в бумажном и электронном виде на официальном сайте Центра аэронавигационной информации для всех зарегистрированных в России пилотов. С помощью такого путеводителя они сами смогут выбирать себе маршрут, узнавать, где можно лететь. Ведь в небе останутся зоны ограничения полетов и зоны, опасные для полетов. Например, над Москвой по-прежнему можно будет летать только экстренным службам. Кроме того, на сайте Центра аэронавигационной информации пилоты смогут получить оперативную метеоинформацию.
«Нынешние владельцы небольших самолетов, конечно, рады появлению новых правил выполнения полетов — ведь они действительно намного упростят все процедуры», — говорит руководитель аналитического отдела «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Но, с другой стороны, большинство надзирающих органов весьма скептически смотрят на эту инициативу. «По мнению чиновников, в этой сфере и так бардак... а еще больше свободы дать — так нарушений станет еще больше», — говорит эксперт. В Минтрансе еще совсем недавно звучали разговоры о том, что необходимо приостановить вступление закона в силу.
Но, даже если правила вступят в силу, никакой анархии Росавиация не допустит. Все владельцы и эксплуатанты будут тщательно проверяться. Да и к буму в малой авиации новый закон не приведет. В первую очередь по причине нынешней экономической ситуации.
В настоящее время в России самолеты и вертолеты в частной собственности имеют около тысячи человек. В США — свыше 450 тысяч владельцев. «Даже олигархи избавляются сейчас от личных самолетов, для них это зачастую неоправданно дорогая игрушка, что уж говорить о простых людях», — говорит редактор отраслевого портала «Авиа.Ру» Роман Гусаров.
Вряд ли новые правила приведут и к массовому развитию так называемых воздушных такси. Дело в том, что для осуществления коммерческих перевозок необходимо регистрировать авиакомпанию со всеми сопутствующими проблемами. «Хотя появления частных извозчиков, совершающих незаконные коммерческих полеты, исключать нельзя», — полагает Пантлеев из «АвиаПорта».