Пиво потеряет рекламный градус

Минздравсоцразвития предлагает ограничить рекламу пива крепостью свыше 5 градусов

ИТАР-ТАСС
Реклама пива крепостью выше 5 градусов будет запрещена. Такой законопроект внесен в правительство. По мнению министра здравоохранения Татьяны Голиковой, это поможет снизить потребление алкоголя в стране. Это имитация борьбы с пьянством, возражают эксперты: у каждой пивоваренной компании найдется марка более слабого пива.

«Буквально вчера мы внесли в правительство по поручению президента законопроект о рекламе, который ограничивает рекламу слабоалкогольной продукции», — сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова во вторник на открытии конференции «Наркология-2010».

По ее словам, Россия является одним из лидеров по потреблению алкоголя на душу населения. В 2009 году этот показатель составлял около 15 литров на человека в год. Причем речь идет о чистом алкоголе.

«По оценкам ВОЗ, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это уже опасно для здоровья населения»,

— отметила Голикова. Каждый выпитый литр сверх предельной нормы в 8 литров, по данным ВОЗ, уносит 11 месяцев жизни мужчин и 4 месяца у женщин.

Больше всего пьют в 14 регионах, таких как Тюменская, Томская, Астраханская, Ленинградская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край, Республика Адыгея.

Впрочем, там, где меньше пьют пива и водки, больше распространены наркотики признала Голикова: «Низкий уровень распространения алкоголизма, алкогольных психозов и наркомании имеют 18 регионов, в 11 территориях на фоне низкого показателя распространенности алкоголизма отмечен высокий уровень наркомании».

Министра тревожит и тот факт, что в последние годы произошли существенные изменения «в структуре потребления алкоголя за счет значительного употребления пива и других слабоалкогольных напитков».

В структуре продаж алкогольной продукции 80% приходится на пиво,

13% — на водку и ликероводочные изделия, 6% — на вино и 1% — на коньяк.

Так что ограничение рекламы пива и других слабоалкогольных напитков назрело, считает Голикова. Поэтому Минздравсоцразвития предлагает ввести запрет рекламы алкогольной продукции крепостью 5 и более процентов, за исключением печатных изданий, специализирующихся на темах производства и оборота алкогольной продукции, а также в стационарных торговых объектах, дегустационных залах.

Кроме того,

предлагается запретить проведение рекламных акций, во время которых производится раздача образцов алкогольной продукции.

Недопустимо указывать в рекламе, что такая продукция является безвредной или полезной для здоровья человека, а также что в ней содержатся биологически активные вещества, в том числе витамины.

Первые ограничения рекламы пива выступили в силу еще в 2004 году. Тогда было приняты поправки, разрешающие рекламу пива на телеканалах и на радио только после 22.00, а с 1 января 2005 года запрещено использовать в рекламе пива образы людей и животных. Надписи о вреде алкоголя должны занимать не менее 10% от общей рекламной площади. Запрещено также распространение рекламы алкоголя в детских, образовательных, медицинских, спортивных организациях и организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.

Еще более ограничить рекламу пива не раз пытались и депутаты Госдумы. Так, депутат Антон Беляков еще в сентябре прошлого года предлагал полностью запретить рекламу пива на телевидении, радио, в кино- и видеопродукции. А на других рекламных носителях увеличить площадь для надписи, предостерегающей от чрезмерного употребления напитка, с 10% до 30%. Но эта инициатива не нашла поддержки.

А депутаты Виктор Звагельский и Андрей Голушко предлагают сократить перечень мест, в которых можно купить пиво и слабоалкогольные напитки. По их мнению, в палатках и ларьках любой алкоголь вообще не должен продаваться. «Пора переломить отношение общества к пиву и слабоалкогольным напиткам. Иллюзия безопасности употребления, сверхдоступность, сравнительно невысокая цена привели к тому, что пенный напиток и коктейли распивают даже школьники», — возмущается Голушко.

Поправки, предлагаемые Минздравсоцразвития, лишь незначительно ограничат рекламные возможности производителей, говорят эксперты. В категорию выше 5 «оборотов» попадает не так уж много пивной продукции: «Балтика 9», «Охота крепкое», а также несколько сортов дорогого импортного пива, отмечает исполнительный директор ООО «Интерпортфолио» (компания специализируется на дистрибуции импортного пива) Анна Краснопольская. По ее подсчетам,

98% всего пива имеют крепость менее 5 градусов. «Ничто не будет мешать пивоваренным компаниям производить пиво 4,9 градусов. Разница в доли градусов не влияют ни на вкус, ни на вид пива»,

— убеждена Краснопольская.

Эти поправки — полумера и отвратить подростков от пива не помогут, соглашается один из участников рынка: «Аналогичные поправки действуют в Дании и Швеции, там пиво выше пяти оборотов продается в специализированных магазинах, но подростки покупают легкое двух- и трехградусное пиво в обычных магазинах и успешно напиваются».

К тому же реклама алкогольной продукции не запрещается в местах продаж, а значит, эффективные способы воздействия на потенциальных потребителей и крепкого пива остаются, добавляет эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева.

Сами пивовары спокойно относятся к инициативе Минздравсоцразвития. Доля напитков до 5% в общей структуре продаж значительно больше, чем напитков, содержащих алкоголь более 5%, поясняют в пивоваренной компании «Очаково». Больше, как в натуральном, так и в денежном выражении. Пиво более пяти оборотов - это «Ячменный колос Золотое» (не менее 5,2 %), «Ячменный колос Крепкое» (не менее 6,5 %), а также «ДЖИН-ТОНИК»- 9,0%, «СИДОР»- 9,0%, «ОРАНЖ»-9,0%, «ДЖИН-ГРЕЙПФРУТ»-9,0%, «РОМ-КОЛА»-9,0% и другие.

«Какое-либо ужесточение закона о рекламе, на наш взгляд, не приведет к автоматическому оздоровлению нации. Надеяться на это по меньшей мере просто наивно. Тем более в нашей стране,

— заявил «Газете.Ru» гендиректор компании «Очаково» Владимир Антонов. — Общеизвестно, что зачастую разные ограничения и запреты приводят не к падению, а к росту спроса на такую продукцию».

Антонов сослался на пример Франции. «Жесткие ограничения на рекламу пива на ТВ были введены с целью повысить популярность национального напитка — вина. Однако уровень продаж пива так и не упал. Потому что дело не в рекламе. Культура потребления алкогольной продукции формируется в семье, в школе, в вузе. Нужно большее внимание уделять уже существующим нормам законодательства, в частности запрещающим продажу пива несовершеннолетним», — считает Антонов.