Курение убивают

Владимир Путин утвердил 23 сентября концепцию государственной политики по противодействию потреблению табака на 2010–2015 годы

Рустем Фаляхов, Игорь Бахарев 02.10.2010, 15:11
Thinkstock/Fotobank.ru

К 2015 году курильщиков в России будет меньше на 10–15%, а в перспективе останется не более четверти населения. Курить запретят во всех общественных местах, включая рестораны. Это следует из утвержденной правительством концепции по противодействию потреблению табака. Табачники считают, что такие меры приведут к увеличению контрафактного рынка.

В пятницу стало известно, что премьер Владимир Путин утвердил 23 сентября концепцию государственной политики по противодействию потреблению табака на 2010–2015 годы и план мероприятий по ее реализации. Текст документа опубликован на сайте правительства.

Цель властей — «создание условий для дальнейшего постоянного снижения распространенности потребления табака среди населения» до 25%. Правда, эта задача на отдаленную перспективу, а к 2015 году ставится задача снижения табакокурения на 10–15%.

Вторая задача властей — снижение показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака. Третья — охват антитабачной пропагандой 90% населения. Имидж табака как современного и модного атрибута жизни должен быть разрушен в сознании россиян. В то же время концепция нацелена на «создание положительного примера некурящей семьи». Будут внедряться «программы и технологии мотивирования лиц к отказу от потребления табака».

Оздоравливать нацию решено на следующих основных принципах: «главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма», а также на принципе «приоритетности защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности».

Первым делом власти хотят снизить количество вредных веществ в табачных изделиях. С этой целью будут разработаны «нормативы содержания токсических составляющих в табачных изделиях», а также вводится полный запрет на классификацию табачных изделий по уровню содержания токсических веществ.

Табачным компаниям запретят использовать информацию, которая прямо или косвенно создает ложное впечатление о том, что те или иные марки сигарет являются менее вредными, чем другие. Под запрет попадет употребление слов и словосочетаний «с низким содержанием смол», «легкие», «ультра-легкие», «мягкие» или других аналогичных слов. На табачных изделиях запретят указывать, что они якобы имеют вкус пищевых продуктов или полезных лекарственных трав. В оформлении пачки сигарет будет нельзя использовать такие слова, как, например, «вишня», «клубника», «яблоко», «шоколад», «мята», а также слов, однокоренных таким словам и аналогов таких слов на иностранных языках. Концепция разработана в соответствии со статьей 5-й рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Она предусматривает введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.

Смолить запретят практически во всех общественных местах — как на открытых территориях, так и внутри помещений. Это норма касается образовательных учреждений и организаций здравоохранения, культуры, спортивных объектов, мест массового отдыха, общепита, помещений, занимаемых органами госвласти и муниципалитетами, всех видов транспорта и мест его ожидания.

Правда, для ресторанов, баров, кафе, развлекательных клубов, торговых центров, гостиниц введут переходный период и разработают нормативы для «организации изолированных помещений для курения табака».

Но в ресторанах, кафе, интернет-кафе, танцевальных и развлекательных клубах и во время проведения культурно-массовых мероприятий предусмотрен запрет продажи сигарет. Кроме того, в концепции заложено поэтапное повышение акцизов на сигареты до среднеевропейского уровня «и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции».

Авторы концепции убеждены, что «повышение цен на сигареты ведет к сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его потреблять». И в первую очередь малоимущими гражданами, подростками и детьми. Вводится поэтапный запрет на рекламу, спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий. Устрашающие фотографии и графика будут занимать на сигаретных пачках все больше места.

Под запрет попадет даже изготовление и продажа конфет, жевательных резинок, игрушек и иных продуктовых и непродовольственных товаров в форме табачных изделий или с использованием логотипов или цветов табачных марок и табачных компаний. Ответственным за реализацию антитабачной концепции назначен Минздравсоцразвития.

О том, что Россия примет антитабачную концепцию в соответствии с требованиями ВОЗ, было известно еще в 2005 году. Но сказать, что это сильно напугало производителей табака, нельзя. Например, в службе маркетинга компании «Филипп Моррис» заявили «Газете. Ru», что привыкли работать в условиях ежегодного повышения акцизов и сокращения возможностей для реализации табачных изделий. Иностранные табачные компании не только не жалуются на условия работы в России, но и наращивают здесь свое присутствие. 8 октября южнокорейская табачная компания KT&G с оборотом $2,5 млрд в год открывает в Калужской области завод по производству сигарет марки ESSE superslim. Плановая мощность первой очереди нового завода составит 4 600 млн единиц продукции в год. «Конечно, из-за запрета рекламы табака продажи сигает сократятся, но на короткое время. Тем более что наша компания меньше занимаемся рекламой сигарет — запрет рекламы табака повлияет на нашу компанию в меньшей степени», — не унывает директор по маркетингу компании KT&G Rus Квон Янг Ху.

Не исключено, что корейцев вдохновляет опыт Канады. Страна считается в мире одной из самых жестких в отношении антитабачного регулирования. Там полностью запрещена реклама табака, запрещено даже выкладывать товар на полки, разрешается лишь держать его за специальными шторками или в специальных шкафчиках. Продавцы не имеют права сами предлагать сигареты покупателям или говорить, что в магазине появился такой-то сорт табачных изделий, до того, как покупатель об этом прямо не спросит. По этой причине табачные компании не могут продвигать на рынке никакие новые сорта сигарет — в результате ассортимент, который уже есть на рынке, не менялся последние пять-шесть лет.

%Тем не менее курить меньше в Канаде не стали — теперь там процветает «серый» рынок табачных изделий. Местные индейцы из племени могавков активно занимаются контрабандой табака из США и на своих мини-заводах производят нелегальные сигареты, которыми и торгуют в своих резервациях.

Любой желающий может приехать в такую резервацию и в специальных «табачных домах» неограниченно купить сигареты по цене в $10–15 за 200 штук, что в десятки раз дешевле расценок официальных табачных магазинов.

Ужесточение ответственности легально работающих табачных компаний может привести к тому, что на рынке увеличится доля контрафакта и контрабандных сигарет. Об этом не раз заявляли в российском представительстве компании Philipp Morris. А полный запрет курения в ресторанах и клубах, по мнению Philip Morris, ущемляет права курильщиков. В российских реалиях, считает директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый, запретами и ограничениями на ситуацию не повлиять, как и налоговым давлением на индустрию. А если в Россию начнет поступать нелегальная продукция, то каждые 10% «серого» рынка обернутся 20 млрд рублей несобранных налогов, добавляет Лютый. По его словам, даже в странах Европы власти далеко не всегда идут на поводу у антитабачников. Так, в Дании и Швеции запрет на выкладку табачных изделий на прилавок не принят из-за «отсутствия доказательств эффективности этой меры». Международная практика показывает, добавляет Лютый, что самым эффективным способом борьбы с табакокурением, особенно среди несовершеннолетних, является активная пропаганда здорового образа жизни на национальном уровне.

В Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) слабым местом антитабачной концепции считают низкую ставку акцизов на табак. В проекте бюджета на 2011–2013 годы табачные акцизы планируется увеличить, например в 2013 году до почти 12 рублей с пачки. Но это меньше минимальных европейских ставок, подсчитал глава КонфОП, один из лидеров антитабачного движения России Дмитрий Янин. Еще один из недостатков концепции — магазины, в которых продается табак, необходимо удалять от учебных заведений, объектов культуры. «И следовало бы запретить продажу сигарет в ларьках и мелких магазинах, тем самым сократив возможность покупки сигарет», — говорит Янин. Он считает концепцию достаточно амбициозной, но выполнимой. «В США, по данным ВОЗ, сейчас 17% курящего населения, а было под 40%. Снижения доли курящих удалось добиться за 15 лет», — уточняет глава КонфОП. По его мнению, «закручивание гаек» на табачном рынке не приведет к росту доли «левой» продукции. В России сейчас пять табачных компаний занимают 99% рынка. Причем оптовая торговля сосредоточена в руках двух компаний. «Главы этих компаний — миллиардеры, они не заинтересованы в нарушении закона, а без оптовиков насытить огромную территорию России сигаретами невозможно», — полагает Янин.