Одно яйцо на всех

Операторы МТС и «Комстар» объединяются

Александра Павлинова 02.10.2010, 13:53
ИТАР-ТАСС

Выгода от слияния операторов МТС и «Комстар» может составить более $400 млн, уверяют участники сделки. Цифра сильно завышена: на объединение инфраструктуры придется потратить время и деньги, отмечают эксперты. Подобные слияния в отрасли становятся трендом.

Финансовый эффект от слияния сотового оператора ОАО «Мобильные Телесистемы» и оператора фиксированной связи ОАО «Комстар-ОТС» превысит $400 млн за 2010–2011 годы. «Если раньше, при приобретении 51% «Комстар-ОТС», мы считали, что синергетический эффект составит более $200 млн, то сегодня наша оценка синергии как минимум в два раза выше заявленной суммы при владении полным пакетом акций «Комстара», — рассказал в пятницу коммерческий директор «МТС-Россия» Дмитрий Лапицкий.

Участники сделки

МТС
Один из операторов «большой тройки», обслуживающий около 100 млн абонентов в РФ, на Украине, в Узбекистане, Туркмении, Армении и Белоруссии. Чистая прибыль МТС во II
квартале 2010 года составила $354 млн, выручка - $2,772 млрд, OIBDA -
$1,235 млрд.

«Комстар-ОТС»
Крупнейший оператор фиксированной связи. Создан в ноябре 2005 года путем объединения АФК «Системой» контрольных пакетов акций «Телмос», «Компании МТУ-Информ», «МТУ-Интел».
«Комстар-ОТС» владеет крупнейшим московским оператором фиксированной
связи МГТС. Чистая прибыль «Комстара» во II квартале 2010 года составила
$48,8 млн, выручка - $411,1 млн, OIBDA - $164,5 млн.

В эту сумму входят все выгоды от объединения усилий компаний и возможный прирост прибыли, поясняют в компании. Однако, по словам экспертов,

заявленная сумма сильно завышена, так как МТС придется много потратить. В результате программы интеграции до конца 2011 года все бренды группы КОМСТАР — «Комстар», «Стрим», УТК (Екатеринбург), «Интерлинк» (Рязань), «ТензорТелеком» (Ярославль), «ПензаТелеком» (Пенза) — во всех пользовательских сегментах будут постепенно замещены брендом МТС.

Чтобы получить такой эффект от интеграции, потребуется около 3 лет, считает партнер аналитического агентства iKS Consulting Константин Анкилов.

Также на бренд МТС перейдет ЗАО «Мультирегион», которое в настоящее время предоставляет услуги под брендом «Мультинэкс». Отдельным брендом на рынке останется лишь МГТС. Процесс ребрендинга начнется с октября. Сколько средств на него будет потрачено, Лапицкий уточнить отказался, добавив лишь, что сумма синергетического эффекта включает эти затраты и они минимальны. С середины октября 2010 г также планируется запуск первых продуктов на основе технологий МТС и «Комстар», которые дадут возможность абонентам обеспечить себе мобильную связь, мобильный и домашний интернет и кабельное ТВ в рамках одного бренда. Программа объединения, которую планируется завершить до конца 1-го квартала 2011 г., включает создание единой системы контактных центров, а также унификацию внутренних корпоративных стандартов.

Кроме того,

потребуется объединить две транспортные сети компаний. «А это займет очень долгое время, — считает эксперт по вопросам мобильной связи Сергей Потресов. — Сети построены по разным стандартам, по разным технологиям, объединить их очень сложно, а на некоторых участках невозможно».

Сотовый оператор МТС 13 октября прошлого года приобрел 50,91% акций «Комстар-ОТС» у своего основного акционера АФК «Система» за $1,272 млрд. В октябре 2009 г президент МТС Михаил Шамолин называл сумму эффекта от объединения бизнесов МТС и «Комстар» в $200 млн, в том числе более $75 млн в результате взаимодействия компаний в сфере экономии расходов на использование сетевой инфраструктуры. В декабре 2009 г МТС увеличили пакет до 61,97% акций «Комстар». В сентябре 2010 г в рамках добровольной оферты МТС выкупила у миноритарных акционеров «Комстара» еще около 9% акций компании. На данный момент пакет МТС составляет более 73% акций. Довести количество акций компании до100% МТС планирует во 2-м квартале 2011 г. МТС ожидает, что благодаря покупке «Комстара» оператор сможет выйти на рынок широкополосного доступа, который уже есть у этой компании.

Аналогичные процессы произошли у двух других операторов «большой тройки»: сначала «Билайн» в марте 2008 года купил Golden Telecom, затем «МегаФон» в июне этого года приобрел компанию «Синтерра».