Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Глава «Трансстроя» много на себя брал

Генеральный директор «Трансстроя» уволен за «вывод денежных средств акционера»

Ольга Алексеева, Игорь Бахарев 06.09.2010, 19:38
ИТАР-ТАСС

Гендиректор одного из главных строителей олимпийского Сочи — «Трансстроя», подконтрольного «Базэлу» Олега Дерипаски — уволен за «вывод денежных средств акционера» на сотни миллионов рублей. В «Базэле» докладывают о «чистке коррупционных явлений в бизнесе». Случай для строительной отрасли беспрецедентный, но смены компаний-подрядчиков на олимпийских стройках не будет, говорят эксперты.

Генеральный директор ООО ПСК «Трансстрой» (головная компания группы «Трансстрой») Иван Кузнецов отстранен от занимаемой должности. Решение было принято советом директоров компании на основании фактов «крайне неудовлетворительной работы Кузнецова и его участия в незаконном выводе денежных средств акционера», говорится в сообщении холдинга Олега Дерипаски «Базовый элемент», контролирующего «Трансстрой». Должность гендиректора ООО ПСК «Трансстрой» 46-летний Кузнецов получил в марте 2009 года, до этого он возглавлял одну из «дочек» ООО ПСК «Инжтрансстрой», а вообще работает в отрасли транспортного строительства более 20 лет.

Суммы выведенных средств акционеров «исчисляются сотнями миллионов рублей». Имеющиеся материалы направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и привлечения Кузнецова к уголовной ответственности по ст. 160 ч. 4 Уголовного кодекса (присвоение или растрата, совершенные организованной группой лиц либо в особо крупном размере), сообщил «Базэл».

Схема, по которой действовал Кузнецов, оригинальностью не отличалась. «Никакого ноу-хау здесь нет. Заключались фиктивные договоры с фирмами, которые в дальнейшем закрывались фиктивными отчетными документами. В частности, заключались договоры со значительным превышением рыночной стоимости тех или иных видов работ и оказываемых услуг. Так, например, мы имеем один договор консалтингового характера на сумму 100–150 млн рублей», — рассказал «Интерфаксу» замгендиректора «Базового элемента» Андрей Елинсон. По его словам, имеется целый ряд выявленных внутренними службами аудита и защиты активов фактов, по которым будут проводиться социально-экономические мероприятия, и компания «попробует вернуть потерянные средства, если это возможно».

В случае признания Кузнецова виновным, ему грозит срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы за период до трех лет, говорит партнер Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик. Телефоны пресс-службы и приемной главы «Трансстроя» в понедельник не отвечали.

Сейчас «Трансстрой» возводит ряд объектов на олимпийской стройке в Сочи (строительство дублера Курортного проспекта, грузового морского порта, комплекса по переработке бытовых отходов), строит железнодорожную ветку до Эльгинского угольного месторождения в Якутии, защитные дамбы в Санкт-Петербурге, стадион футбольного клуба «Зенит», терминал по перевалке сжиженного газа в Усть-Луге, проектирует третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево.

«Мы придали такой широкой огласке это дело именно потому, что хотим, чтобы исполнение этих крупных государственных контрактов структурами «Базового элемента» происходило четко и в рамках общего вектора по чистке коррупционных явлений в бизнесе», — заявил Елинсон.

Строительная отрасль — одна из самых проблемных в стране, признают в «Базэле»: это и откаты до 30–40%, и липовые тендеры, и завышение стоимости работ. «Базовый Элемент» последовательно проводит линию на наведение порядка в своих строительных активах. Мы добились многого в «Главстрое», создав там понятный и прозрачный бизнес, внедрив производственную систему, снизив издержки и проведя реструктуризации. Теперь подошла очередь «Трансстроя», и сегодняшнее событие следует рассматривать в контексте этой работы», — заявил Елинсон.

Сочинские проекты компании уже ознаменовались скандалом: в декабре прошлого года шторм в Имеретинской бухте близ Сочи нанес серьезный ущерб грузовому порту, который строит «Трансстрой». Убытки тогда составили около $60 млн, а завершение строительства, планируемое на начало этого года, было отложено.

«У нас не бывает сильных штормов. И то, что при обычном небольшом шторме новый порт был разрушен, значит, что или некачественно велось строительство, или вообще оно практически не велось, а выделенные деньги были списаны под стихию», — рассказал «Газете.Ru» зампредседателя Международного социально-экологического союза Валерий Бриних.

Если бы все деньги были потрачены в нужном направлении, если бы построили нормальную дамбу, порт бы устоял, уверен эксперт. «Возможно, власти поняли, что в конечном счете они рискуют вновь выделить деньги и ничего за это не получить. Теперь, после того как на это обратил внимание Путин и глава компании был уволен, есть надежда, что новый порт не разрушится так быстро», — говорит Бриних. На данный момент строительство нового порта продолжается на том же месте.

Ранее таких громких разоблачений в строительной отрасли не происходило. «Выносить сор из избы не принято: бизнес-культура у нас такова. Российские компании исходят из того, что такие события неблагоприятно отразятся на деятельности и имидже компании», — констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Впрочем, признание факта хищений в этом случае не повлечет за собой никаких изменений для самой компании.

«Во-первых, олимпийские стройки, кровь из носа, должны быть достроены в срок, а значит, смены подрядчика не произойдет. Во-вторых, в этом случае важен не столько топ-менеджер, сколько главный акционер компании, позиция властей в отношении которого хорошо известна»,

— говорит Николаев. Поэтому пока дело ограничилось сменой одного руководителя на другого: новым генеральным директором назначен Алексей Баранцев, который одновременно возглавляет весь строительный сектор «Базэла».