Пенсионный советник

Виноматериалы к закону

В магазинах может появиться «российский коньяк» и «российское шампанское»

Рустем Фаляхов 03.09.2010, 20:44
ИТАР-ТАСС

В магазинах может появиться «российский коньяк» и «российское шампанское». Такие надписи на этикетках для отечественных изготовителей алкоголя предусмотрены проектом технического регламента, внесенным в Госдуму по инициативе сенатора Александра Починка. Этот техрегламент противоречит ранее одобренному профильным комитетом Госдумы.

Сенатор Александр Починок, депутат-единоросс Роберт Шлегель (оба получили мандаты от Краснодарского края) и ряд других депутатов внесли в Госдуму проект закона «Технический регламент на винодельческую продукцию». Его действие распространяется на любую продукцию из винограда, произведенную на территории России и ввезенную из-за рубежа. А не распространяется только на физлиц, изготавливающих вино «не с целью сбыта».

Цель закона самая благая –

«защита жизни и здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей винодельческой продукции». А чтобы потребители не заблуждались, всю винодельческую продукцию предлагается разделить на 4 вида — вино из винограда, вино из фруктов, вино из меда, а в четвертую группу поместить все, что трудно классифицировать, например фрукты в вине.

В свою очередь «продукты из винограда» делятся на три группы: тихие виноградные вина (столовое вино, крепленое вино, ликерное вино, ароматизированное вино), виноградные вина с избытком двуокиси (диоксида) углерода (игристое вино, шампанское, газированное вино, газированное жемчужное вино) — то есть, видимо, «громкие» вина.

Третья группа — крепкие напитки из винограда (бренди, коньяк, крепкий виноградный напиток, виноградная водка).

Правда, уже на этой стадии чтения 115- страничного техрегламента у потребителя может снести крышу, как после стакана коньяка. Вообще, судя по терминологии, которую используют авторы регламента, вином может считаться все что угодно.

Например, вино – это алкогольная продукция, «которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, от 8,5 до 22 процентов объема готовой продукции; изготовленных в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или свежего виноградного сусла, фруктов, меда, с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, ректификованного виноградного спирта, винного дистиллята, сахарсодержащих веществ, натуральных ароматических и натуральных вкусовых веществ, диоксида (двуокиси) углерода с использованием разрешенных в виноделии технологических приемов для придания отдельным их типам характерных органолептических свойств».

При этом вино предлагается все же различать по качеству. Например, «вино географического указания», изготовленное из винограда определенного сорта или регламентированной смеси сортов. Затем идет «вино с наименованием по происхождению». Оно имеет определенный вкус и аромат, сырье выращено в конкретной местности и здесь же продукт разлит по бутылкам. Также в техрегламенте содержится описание так называемого вина под дрожжевой пленкой. В него может «добавляться виноградный спирт или спирт этиловый из пищевого сырья».

На свой лад авторы законопроекта решают и проблему названий «коньяк» и «шампанское», охраняемые законами Евросоюза. Техрегламент допускает изготовление и бренди (с градацией по выдержке от года до 20 лет) и коньяка из коньячных виноматериалов, выдержанных не менее трех лет. Причем можно делать коньяк из коньячного спирта, изготовленного во Франции (в регионах Большая Шампань, Малая Шампань, Бордери, Тонкие Леса, Хорошие Леса и Обыкновенные Леса).

Но если уж коньяк изготовлен на территории России, он должен именоваться «российским коньяком». Аналогичное требования и к шампанскому. Произвел в России – пиши на этикетке «российское шампанское». Никаких «армянских» или «молдавских» коньяков ввозить в Россию будет нельзя, если Госдума примет этот регламент.

И наконец, техрегламент предлагает декларировать площадь и урожайность виноградников. По словам председателя Союза виноградарей и виноделов Бориса Титова, который также является председателем совета директоров ЗАО «Абрау-Дюрсо», декларирование необходимо для борьбы с фальсификацией вина. По его данным,

сейчас 25% вина производится в России из российского винограда, еще 25% — это импорт, а остальное – «неизвестно что, разбавленное водой».

По декларациям, которые будут заполнять сами производители вина, можно будет высчитать, сколько можно было сделать вина из задекларированного объема винограда и сравнить с фактически произведенным объемом вина. Если винзавод получил сырья, например, на 10 тысяч бутылок, а выпустил 100 тысяч, то понятно, что вино разбавлялось», — говорит Титов. Он полностью поддерживает проект техрегламента, внесенный в Думу Починком.

Самое интересное, что это не первый проект винного техрегламента, поступивший в Госдуму. В июне член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский предложил свой вариант технического регулирования виноделия. Кстати, ранее Звагельский выступил автором техрегламента на пиво и вместе с другими депутатами-единороссами принимал участие в подготовке техрегалмента на молоко и молочную продукцию.

«Для начала все вина необходимо разделить на натуральные и ненатуральные»,

— пояснял тогда депутат «Газете.Ru». В свою очередь, натуральные вина Звагельский предлагает разделить на столовые и марочные.
Марочные вина должны производиться из винограда, контролируемого по происхождению. Ненатуральные вина — все остальное.

Поначалу Звагельский намеревался градуировать и ненатуральные вина, например «плодовое», «крепленое», предполагал даже ввести новые термины «крепкий виноградный напиток», «крепкий фруктовый напиток», «фруктовый бренди» и ряд других. Но понял, что смысла в этом нет. Культура пития в России такая, что даже такое в общем-то простое деление будет восприниматься потребителями с трудом.
Так что главное, по его мнению, четко разграничить натуральное и ненатуральное, чтобы россияне не травились и не покупали порошковое вино или вино, изготовленное из непонятного виноматериала с химическими присадками под видом натурального или марочного. По его данным, 80% отечественной винной продукции — подделка либо нетехнологичный продукт.

Кроме того, депутат Звагельский предлагает отечественным производителям алкогольных напитков отказаться от привычных с царских времен названий «шампанское» и «коньяк». По его мнению, в России нет ни одного винзавода, на котором действительно изготовлялся бы коньяк с соблюдением всех технологических процессов, предъявляемых к этому виду продукции. Но дело даже не в том, что не соблюдается технология. «Шампанское» и «коньяк» охраняются законами Евросоюза. Звагельский и предлагает присвоить всем российским «коньякам» имя «бренди», а «шампанское» именовать игристым напитком. Эти названия не защищены от использования любым производителем алкогольной продукции.

Сенатор Починок согласен, что от наименований «коньяк» и «шампанское» в принципе нужно уходить. Но делать это нужно постепенно — не за год, а лет за пять. В противном случае отрасль, которая и без того имеет минимальную прибыль, может вообще оказаться на мели. «Вон «Абрау-Дюрсо» уже отказалось называться шампанским, но это лидер отрасли. У остальных производителей продажи упадут, если покупатель лишится привычного названия», — говорит Починок.

«Для отрасли будет обидно, если будут заставлять писать на этикетках «натуральное» или «ненатуральное», как хочет депутат Звагельский. Для этого и предлагается 8 категорий качества, чтобы все было натуральное»,

— возмущен Титов. Он считает, что Госдума не сможет проигнорировать мнение российских виноделов из Краснодарского и Ставропольского краев, из Ростовской области, а они поддерживают проект техрегалмента Починка, а не Звагельского. Тем не менее Звагельский рассчитывал, что чтение нового техрегламента пройдет уже в весеннюю сессию, но документ застрял на согласовании то ли в Думе, то ли в правительстве.

По словам Звагельского, отечественные виноделы лоббируют тот вариант технического регламента, который удобен им самим, а не потребителю. «Производство ненатуральных вин в несколько раз дешевле, поэтому выгодно вводить в заблуждение потребителя, выдавая за натуральное нечто непонятное», — говорит Звагельский.