Транзит в обход Москвы

Столичные аэропорты со следующего года могут быть закрыты для транзитных чартерных рейсов

Глеб Климентьев, Сюзанна Камара 10.08.2010, 16:22
ИТАР-ТАСС

Столичные аэропорты со следующего года могут быть закрыты для транзитных чартерных рейсов, предупредил Минтранс. Пассажирам из регионов придется делать пересадки в других городах. Инициатива правильна, но полностью ее реализовать невозможно: в регионах просто-напросто нет достаточного спроса.

Министр транспорта Игорь Левитин поручил Росавиации совместно с Ростуризмом проработать вопрос о перенаправлении транзитных пассажиропотоков из столичных аэропортов в регионы. Причиной такого решения называется запланированная в 2011 году реконструкция двух взлетно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово.

Региональные компании могут оттянуть на себя часть рейсов, которые в период кризиса были перенесены в Москву из-за низкого спроса, признает руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. «Зимой можно будет пересмотреть региональные программы, потому что спрос частично начал восстанавливаться», — говорит он.

Но полностью реализовать идею не получится, говорят эксперты.

«Сегодня 85% авиаперевозок выполняется из Москвы, и это колоссальная диспропорция. Так что сама по себе идея о перенаправлении пассажиропотоков очень правильная. Другое дело, что большинство региональных авиакомпаний давно уже вычерпали все, что можно, из локальных рынков»,

— говорит гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.

«Невозможно диктовать бизнесу заведомо неприемлемые условия. Есть экономическая целесообразность, которая диктует концентрацию чартеров именно там, где есть спрос, где можно загрузить свои рейсы», — соглашается руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. К примеру, чартерные рейсы в Доминикану, на Кубу осуществляют авиакомпании, у которых в парке есть Boeing 747, 767, 777 — большие широкофюзеляжные самолеты.

В Москве консолидировать пассажиров на такой рейс возможно, а в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и других городах собрать людей на этот рейс можно только за весь сезон и то один раз,

говорит эксперт. «Да и ситуация с региональными аэропортами весьма плачевна — большинство из них требуют ремонта или реконструкции — их пропускная способность низка», — добавляет заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.

Кроме этого, реализация проекта ударит по бизнесу небольших региональных компаний, которые уже сейчас работают с низкой рентабельностью, говорит Лозовая: «Менее других пострадают крупнейшие компании – «Трансаэро», S7 Airlines (бывшая «Сибирь»), «Норд-авиа» («дочка» «Аэрофлота»)».

Пострадать могут и пассажиры. «Если все пойдет по плану, то авиабилеты, скорее всего, существенно подорожают», — говорят в Ассоциации туроператоров России. «Цена увеличится как минимум на 10%, — говорит Майя Ломидзе из АТОРа. — Это произойдет в результате усиления конкуренции между компаниями из-за возникшего дефицита рейсов». Другие

эксперты говорят о 30-процентном подорожании, если часть чартерных рейсов сократится. В настоящее время билеты на регулярные рейсы стоят в 2–3 раза больше, чем на чартерные.

Например, стоимость билета на регулярный рейс Москва — Бургас (Болгария) стоит около 20 000 рублей, чартерный — 10 000 рублей, а при желании по специальным «горящим» предложениям можно улететь и за 5000 рублей.

«Если в регионе появится достаточный спрос на выполнение рейса, то авиакомпании туда придут сами. Здесь не нужно ничего регулировать», — резюмирует Пантелеев.