Дерипаска стыкуется со «Скай Экспрессом»

Компания «Базэл» Олега Дерипаски может купить 51% акций лоукостера «Скай Экспресс»

,
ИТАР-ТАСС
Компания «Базэл» Олега Дерипаски может купить 51% акций лоукостера «Скай Экспресс». Сделка выгодна обеим сторонам: «Базэл», которому принадлежат «Авиалинии Кубани», сможет расширить флот и увеличить присутствие в регионе, а «Скай Экспресс» получит средства для развития.

Группа «Базовый Элемент», принадлежащая Олегу Дерипаске, ведет переговоры о приобретении 51% акций лоукостера «Скай Экспресс», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, «финальной точки еще не поставлено», но сделка может быть завершена в ближайшее время.

В переговорах также участвует администрация Краснодарского края. По словам источника, администрация заинтересована в развитии авиационного сектора края и сохранении базового перевозчика — «Авиалиний Кубани». Источник, близкий к сделке, подтвердил «Газете.Ru», что «Базэл» и «Скай Экспресс» ведут переговоры. В компаниях отказались от комментариев.

«Скай Экспресс» переживает не лучшие времена. В конце прошлой недели Росавиация сообщила, что может приостановить деятельность авиаперевозчика из-за регулярных задержек рейсов. По данным Росавиации,

количество задержанных рейсов «Скай Экспресса» увеличилось в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а каждый четвертый рейс выполняется с задержкой от двух до шести часов и более.

«Главной причиной такой ситуации явилось то, что в настоящее время почти половина парка воздушных судов проходит плавное техническое обслуживание и в перевозках задействовано лишь пять самолетов из девяти», — отмечается в сообщении ведомства. Руководство компании знало о том, что такая ситуация может возникнуть, но меры по пропорциональному сокращению регулярных и чартерных рейсов приняло с большим опозданием, считают в Росавиации. Под угрозой приостановления сертификации «Скай Экспресс» уже отменил 64 рейса в течение ближайших 10 дней, чтобы обеспечить соблюдение расписания. Среди них 34 внутрироссийских регулярных рейса и 30 международных чартерных.

Остается еще одна проблема — тяжелое финансовое положение компании. В первом квартале, по словам экспертов, в «Скай Экспрессе» было снижение среднемесячной выручки и отрицательный среднемесячный чистый денежный поток. В самой компании финансовую ситуацию оценивают как удовлетворительную. «Доходы компании за шесть месяцев выросли на 9%, что свидетельствует о стабилизации финансового состояния авиакомпании как проекта на инвестиционной стадии, когда компания не достигла уровня самоокупаемости», — объясняют в «Скай Экспресс».

«Скай Экспресс» в последнее время критикуют за наличие больших долгов, которые, по сути, являются долгами перед акционерами. Те стартовые инвестиции, которые были ими сделаны, до сих пор не вернулись»,

— говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Впрочем, до сих пор непонятен состав акционеров компании. «Скай Экспресс» создавали совладельцы AirUnion Борис и Александр Абрамович. В 2008 году 75% акций компании были проданы председателю совету директоров аэропорта Внуково Виталию Ванцеву, который на сегодняшний день отрицает свое отношение к авиаперевозчику. Еще 20% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития. «Если бы знали, кому принадлежат акции, было бы проще понять, почему продается контрольный пакет», — считает Пантелеев. По словам источника «Газеты.Ru», нынешние трудности «Скай Экспресса» связаны с тем, что авиаперевозчик не получил поддержки акционеров в кризис.

Сделка выгодна для обеих сторон. «Базэл», которому принадлежат «Авиалинии Кубани», хочет развивать свою составляющую по авиаперевозкам, и за счет «Скай Экспресса» есть возможность расширить доступный флот.

«Хотя самолеты «Скай Экспресса» и не новые, но их техническое состояние позволяет их эксплуатировать. А в преддверии и в период сочинской Олимпиады это могло бы быть интересно»,

— объясняет Пантелеев, добавляя, что у нового акционера «Скай Экспресса» может оказаться достаточно средств, чтобы вернуть лоукостеру высокие темпы развития. Если сделка состоится, то общая доля двух компаний — «Скай Экспресса» и «Авиалиний Кубании» — по объемам перевезенных пассажиров на внутренних линиях превысит 5%, что позволит им войти в пятерку крупнейших внутренних авиаперевозчиков.

Вопрос в том, захочет ли Дерипаска развивать сегмент низкобюджетных перевозок. «Возможно, речь будет идти об увеличении своего присутствия в регионе за счет «Скай Экспресса», — заключает Пантелеев.