Туристы ищут отдых от жары

Июнь и июль стали рекордными месяцами по количеству обращений и выездов туристов за рубеж.

Игорь Бахарев, Глеб Климентьев 23.07.2010, 19:35
okilic/flickr.com (CC BY 2.0)

У туристического бизнеса начались «жаркие дни». Традиционный августовский интерес россиян к поездкам в этом году подогрела рекордная жара в России и ощущение окончания кризиса. Тренды сезона — пассивный отдых на пляже и пережидание жары в «холодных» странах. Активизировались не только туроператоры, но и мошенники.

Июнь и июль стали рекордными месяцами по количеству обращений и выездов туристов за рубеж. По данным компании STAR Travel, турпоток вырос примерно на 20% в сравнении с первыми месяцами лета 2009 года. Такое увеличение продаж в «пляжном» сегменте связано с высоким туристическим сезоном, временем каникул и отпусков и некоторым улучшением экономической ситуации.

«Этим летом появился еще один фактор — аномальная жара, которая заставила многих россиян задуматься о поездке уже сейчас, не откладывая возможность на осень или зиму,

— рассказывает генеральный директор STAR Travel Борис Самарянов. — Те, кто могут позволить себе спонтанную поездку, стараются «сбежать» поближе к морю, в курортные зоны, ведь даже в Греции или на Кипре сейчас прохладней, чем у нас». Поэтому спрос на горящие и спецпредложения, которые можно забронировать за несколько дней, сегодня крайне высок. Так что «этот летний сезон в туристической отрасли можно назвать по-настоящему «горячим», — заключает эксперт.

Некоторые любят погорячее

Жара принесла моду на пассивные туристические программы, рассказывает коммерческий директор турбюро «Ренессанс» Елена Протопопова. Спрос на них в последнее время увеличился на 10—15%. «Если еще в начале мая — июня росли продажи на активные программы, такие как экспедиции, туры на авто, экскурсии, шопинг-туры, то сегодня под воздействием такой погоды на здоровье людей ситуация меняется», — добавляет эксперт. Людям хочется минимум движения и максимум прохлады, поэтому они выбирают островные страны: Мальдивы, Маврикий, Сейшелы и так далее, а также ту Европу, которая расположена у моря, а именно Испанию, Францию, Южную Италию. Доля туров с активными программами упала примерно с 30% до 20%.

В первую очередь для расслабленного отдыха россияне выбирают пляжные направления. Среди лидеров, отмечают в STAR Travel, вновь Египет, Турция.

С начала года турпоток из России в Египет вырос на 70%, до 1,437 млн человек из 5 млн, которые за первое полугодие побывали за границей,

сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР)

Никогда ранее столько российских туристов не посещало Египет. Кроме того, по данным STAR Travel, «в тройку самых популярных в этом году направлений вошла Греция, которая в силу экономической ситуации вынуждена формировать спецпредложения и снижать цены на отдых», добавляет Самарянов.

«Возродились» и более дорогие направления. Почти на 80% вырос турпоток на Мальдивы, популярность Кубы увеличилась на 50%, в Доминикану ездят почти на 20% больше россиян, чем обычно, подсчитали в STAR Travel. Кроме того, сообщают в АТОР, существенно вырос турпоток из России в Таиланд: в первом полугодии там побывало около 300 тысяч наших сограждан, что почти вдвое превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Таиланд продемонстрировал самый большой прирост, но пока остается лишь на 7-м месте по популярности среди россиян. На Кипре в первом полугодии отдохнули 86 тысяч россиян, что на 40% больше, чем в прошлом году, и на 27% превышает показателей докризисного и самого успешного для туризма 2008 года. При этом россияне оказались самыми расточительными туристами на Кипре: в среднем за поездку они тратят 880 евро, тогда как траты туристов из других стран составляют около 700 евро за поездку.

Холод манит

Аномальная жара в Москве сделала популярными и более прохладные регионы.

«Туристы сейчас уточняют температурный режим в той стране, куда они планируют отправиться на отдых, раньше такие вопросы приходилось слышать реже»,

— рассказывает Протопопова. Большее количество туристов задумываются о «сезонности направлений», выбирая температуру себе по душе. «Сегодня людям не хотелось бы, чтобы температура воздуха в отпуске была выше, чем в Москве», — добавляет эксперт. Например, по данным компании «Ренессанс»,

многие проявили интерес к Скандинавским странам, Швейцарии и Австрии, что достаточно необычно для лета.

«Обычно Скандинавия привлекает российских туристов зимой. Процент таких людей исчисляется лишь несколькими случаями, но и это является редкостью для данного периода времени», — рассказывает Протопопова. Также стал востребован юго-западный атлантический регион Франции, где сейчас чувствуется прохлада. Кроме того,

поскольку жара отразилась на здоровье многих, примерно на 15% вырос спрос на оздоровительные и спа-туры.

«Причем спа-процедуры подбираются именно с учетом того состояния, виновником которого стала жаркая погода», — уточняет Протопопова.

Однако не все могут позволить себе отдых за границей. По словам первого вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, отдых за рубежом доступен лишь 4% россиян. Те, кто из-за высоких цен или нехватки времени не может позволить себе длительной поездки, пытаются отдохнуть от жары хотя бы в выходные.

«Примерно на 15—20% возрос спрос на подмосковные базы отдыха»,

— утверждает Самарянов. Летний сезон-2010 стал очень успешным для подмосковного коттеджного и гостиничного рынка, отмечает генеральный директор «Азимут Сеть Отелей» Александр Гендельсман. На сегодняшний день доходность гостиничного бизнеса приблизилась к уровню 2008 года, отставание от докризисных цифр в среднем всего 5%, что очень немного. «Отдых в подмосковных отелях и пансионатах интересует горожан весь год, но в жару, когда москвичи и гости столицы просто бегут из города, он гораздо более востребован, ведь на воде и на свежем воздухе жара переносится легче. Сейчас все номера в нашем загородном отеле заняты, мы наблюдаем 100-процентную загрузку», — добавляет Гендельсман.

Ажиотаж растит преступность

Туристским ажиотажем могут воспользоваться и жулики, напоминает председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко.

«В связи с увеличением турпотока можно ждать новых банкротств турфирм и скандалов связанных с тем, что компания понапродавала путёвок и исчезла. От этого не застрахован никто, тем более сейчас»,

— добавляет эксперт. Например, в начале июля обанкротился оператор, работавший по Турции, — «Карья тур». По словам Давыденко, это был далеко не самый крупный оператор в этой области. Есть многие другие, банкротство которых принесет куда более существенные потери. Впрочем, разоряющиеся туроператоры — это мировая, а не чисто российская проблема. Так, в Великобритании недавно обанкротился один из крупнейший туроператоров страны, фирма Goldtrail, которая специализировалась на путевках в Турцию и Грецию. Как передает Euronews, всего путевки сгорели у 50 тысяч жителей страны. Еще 16 тысяч клиентов банкрота находятся на курортах.

В целом же клиент остается верным своим привычкам и правилам. Жара внесла лишь небольшие коррективы в этот процесс. Продажи сейчас идут очень хорошо, но далеко не только из-за того, что люди стараются уехать от жары, считает директор по маркетингу ICS Travel Group Анна Филатовская. Просто приближается пик туристического сезона — август. «В это время и так все хорошо продается», — добавляет эксперт. Так или иначе глобально вопрос массового изменения зарубежных направлений на какие-то другие не стоит. Кроме того, «как правило, люди не покупают поездки на завтра, на послезавтра, как правило, минимальная глубина продажи составляет несколько недель», — напоминает Канторович. Так что сказать точно, каким образом нынешняя жара меняет предпочтения граждан касательно географии отдыха, по мнению Канторовича, пока не представляется возможным. В этом сезоне, добавляет эксперт, россияне будут отдыхать за рубежом гораздо больше, чем в прошлом году, и, возможно, больше, чем когда бы то ни было.