«Пятерочка» станет шестерочкой

X5 Retail Group подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении «Копейки».

Ольга Алексеева, Ольга Танас 23.07.2010, 11:06
ИТАР-ТАСС

X5 Retail Group подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении «Копейки». Цена продажи может составить $1,6—1,8 млрд. Одобрению сделки может помешать закон о торговле.

X5 Retail Group подала в ФАС ходатайство на приобретение всего бизнеса торговой сети «Копейка». «Ходатайство будет рассмотрено ФАС в установленные законом сроки», — говорится в сообщении ведомства. Это означат, что ФАС будет изучать сделку в течение 30 дней, а в случае необходимости продлит срок рассмотрения, но не более чем на два месяца.

Генеральный директор X5 Retail Group Лев Хасис потвердил «Газете.Ru» что компания ожидает разрешения службы, чтобы окончательно договариваться с продавцами. Свою капитализацию сама «Копейка» оценивала в $1,6—1,8 млрд. По мнению эксперта «Ренессанс Капитала» Ульяны Ленвальской,

эта оценка завышена, учитывая высокий уровень долговой нагрузки (10,1 млрд рублей на начало года).

«Впрочем, исходя из показателей «Копейки» по итогам прошлого года, ее стоимость составляла $1,2 млрд. А финансовые показатели растут — стоимость, соответственно, увеличивается», — указывает эксперт «Брокеркредитсервиса». Татьяна Бобровская. По мультипликатору EV/EBITDA (соотношение рыночной стоимости компании к прибыли до уплаты налогов) около 12 сеть попадает в диапазон, в котором торгуются крупные публичные ритейлеры, добавляет эксперт «Брокеркредитсервиса». Также положительным фактом является то, что недавно рейтинговое агентство S&P им повысило рейтинг с CCC+ до B с прогнозом «стабильный». Источники финансирования сделки и ее формат в X5 не раскрывают. Однако в начале июля стало известно, что ритейлер выпустил корпоративные облигации на 15 млрд рублей. Эксперты не исключают, что эти деньги в том числе могут быть использованы и на приобретение «Копейки».

Сделка привлекательна для акционера «Копейки» — совладельца «Уралсиба» Николая Цветкова: для него стратегически более интересна продажа своих акций «стратегу», чем ранее планировавшееся IPO. Особенно выгодна схема при которой часть стоимости компании он может получить акциями Х5», — считает гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Для акционеров X5 ситуация не столь однозначна:

им будет проблематично использовать главные плюсы «Копейки» — большую долю собственных торговых марок (22% против 7% у «Пятерочки»), развитую систему логистики, сильный менеджмент и эффективно работающий персонал.

Интеграция с такой эффективной сетью ввиду разницы масштабов бизнеса под вопросом, поскольку придется перестраивать всю распределительную систему и логистику, поясняет эксперт.

«Будет приобретаться эффективный бизнес, но фактически «Пятерочке» нужны будут площади под магазины. Единственный вариант эффективной интеграции — если «Копейка» останется автономно функционирующим бизнесом. Например, формат «Копейка» будет использован для жесткого дискаунтера, а мягкий дискаунтер останется для «Пятерочки», — предлагает Бурмистров.

Главным препятствием для покупки «Копейки» может стать превышение X5 разрешенного новым законом о торговле порога доминирования в отдельном муниципальном округе (25%).

По состоянию на 22 июня, «Копейка» была представлена 600 магазинами в 25 субъектах федерации, X5, по данным на 30 июня, владела 1514 магазинами (еще 640 точек работают по франчайзингу). Впрочем, X5 противоречий с законом в сделке не видит. «Копейка» географически расположена очень комплементарно. Например, ее магазинов нет в Санкт-Петербурге, где у нас очень большая доля. В Москве тоже проблем не будет, потому что даже вместе с «Копейкой» наша доля намного меньше допустимых 25%», — рассказал «Газете.Ru» Хасис.

По подсчетам Бурмистрова, в случае покупки «Копейки» доля X5 в столице не будет превышать 8%, зато проблемы могут быть в небольших муниципалитетах в Центаральном федеральном округе.

Однако покупателей это не пугает. «Наверное, есть какие-то муниципалитеты, где в случае покупки «Копейки» наша доля превысит 25%, тогда ФАС создаст какие-то предписания. Например, либо продать часть магазинов, либо закрыть, это нормальная практика», — объясняет Хасис.

Кстати, на сеть были и другие претенденты. Предложение о покупке розничной сети прошлым летом делала и крупнейшая сеть магазинов в мире — американская Walmart. На «Копейку» претендовала и другая сеть — «Магнит», однако стороны не смогли договориться о цене. По словам Бобровской, потенциальными инвесторами могут стать также инвестиционные фонды.