Иностранные производители телекоммуникационного оборудования торопятся создать совместные предприятия (СП) с российскими производителями. В минувшие выходные итальянская компания Selex Sistemi Integrati S.p.A. и «Российская корпорация средств связи» (РКСС) подписали соглашение о создании СП.
В конце июня Cisco Systems и «Ростехнологии» подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве: американцы планируют разместить на базе «Ростехнологий» часть своего производства. Пока же Cisco пообещала в течение 10 лет инвестировать в развитие фонда «Сколково» $1 млрд. Возможность переноса части производства и разработок в Россию рассматривают такие крупные компании, как американская Juniper Networks и финно-немецкая Nokia Siemens Networks. В прошлом году франко-американская Alcatel-Lucent и госкорпорация «Ростехнологии» объявили о создании СП для производства коммутаторов и маршрутизаторов: Alcatel-Lucent уже передали исходные коды для части решений, разработан план по этим мероприятиям для остальной части продуктов. Компания планирует занять не менее 30% рынка такого оборудования в России. Также в конце 2009 года американская Motorola и российский холдинг «Информинвестгрупп» заключили соглашение о сотрудничестве, касающееся производства в России оборудования для сетей WiMax и LTE.
Такой всплеск интереса иностранцев к российским производителям вызван действиями властей, направленными на поддержку отечественного производителя.
«Сегодня определяющим является именно телекоммуникационный рынок и присутствие на нем – это вопрос «жизни и смерти» для российского производителя»,
— заявил еще в начале 2010 года замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль: преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса и задачи дальнейшего развития». Чиновники решают две задачи: во-первых, сделать так, чтобы иностранные старожилы рынка телеком-оборудования не затоптали отечественных выживающих производителей в самой России, а во-вторых, чтобы эти крупные компании не исчезли с российского рынка, ведь сотрудничество с иностранными компаниями должно стимулировать отечественное производство.
В начале июня правительство подписало распоряжение о приоритетном использовании телекоммуникационного оборудования отечественного производства.
Так, при проведении конкурсов на получение лицензий на оказание услуг связи в беспроводных мобильных сетях диапазона 2,3 – 2,4 ГГц (технологии WiMax, LTE) обязательно применять российское оборудование. Более того, комиссия по модернизации и технологическому развитию телекоммуникаций при президенте решила, что при проведении тендеров и конкурсов на поставки товаров для государства преимущество и преференции в размере 15% от цены контракта будут отданы тому, кто будет использовать аппаратуру отечественного производства.
Минкомсвязи за локализацию производства обещает иностранным производителям крупные контракты.
Лишь размещая производство в России, поставщики вправе рассчитывать на увеличение доли на российском рынке,
уверен министр связи и коммуникации Игорь Щеголев. «От западной компании требуется прежде всего готовность к передаче исходных кодов и технологий для локализации в России, готовность использовать российские кадры, инвестировать в развитие научно-исследовательской базы в России и на совместные разработки технологий, и еще ряд условий», — рассказала «Газете.Ru» представитель «Российской корпорации средств связи» Ольга Калинина.
Зарубежные компании откликнулись на обещания правительства. Однако локализация еще не означает, что произведенный товар будет считаться отечественным, на чем настаивают российские власти.
Дело в том, что нет определения, что является «отечественным оборудованием».
В конце мая правительство поручило Минпромторгу и Минэкономразвития за два месяца разработать параметры, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию может быть присвоен статус российского. «Критерии сейчас на стадии обсуждения», — описал «Газете.Ru» ситуацию пресс-секретарь Минпромторга Артур Гиматдинов. Никаких конкретных данных он не привел – пока не известны ни возможные параметры, ни сроки принятия решения. «Есть оборудование, которое собирается из зарубежных узлов на территории России, но непонятно, какую часть мы можем делать здесь, какую закупать. Непонятно, каким должно считаться оборудование, выполненное по зарубежной технологии. Пока еще все уточняется», — добавил Гиматдинов.
Так, у одного из ведущих поставщиков телекоммуникационного оборудования — китайской Huawei — есть завод в городе Уфе с огромными производственными мощностями и офисом в России. «Но мы не знаем, считаемся ли мы российским производителем. Никакой конкретики нет», — делится представитель Huawei Юлия Буркова. Лишь дождавшись решения Минпромторга и Минэкономразвития, Huawei определится, размещать ли в России производство оборудования для сетей WiMax и для передачи данных и каким образом это делать. «Вместе с другими участниками этого рынка мы ожидаем окончательных решений регулятора по соответствующим критериям», — соглашается директор по маркетингу в странах СНГ Alcatel-Lucent Тина Бутхузи.
Четкие и ясные критерии необходимы не только иностранным производителям, но и российским. «Это может привести к тому, что компании, пытаясь получить разрешение на работу в России, будут под вывеской совместного предприятия привозить свое оборудование, запаковывать здесь в другие коробки и продавать с новой наклейкой «Сделано в России», — приводит пример ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.