Подключатели к светодиоду

Подключиться к производству в России светодиодов готов не только Михаил Прохоров, но и концерн Philips

Ольга Алексеева 28.04.2010, 11:48
cnledw.com

Подключиться к производству в России светодиодов готов не только Михаил Прохоров, но и концерн Philips. Но, если реальный рынок сбыта в России и появится, занять его смогут в первую очередь китайцы.

Инициатива российских властей перескочить от ламп накаливания сразу к светодиодам, миновав галогенные и люминесцентные лампы, привлекает на еще не созданный рынок новых участников. Со следующего года в России будут запрещены лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт, а с 2014 года лампочка Ильича должна полностью выйти из оборота. Это тот редкий случай, когда, по крайней мере в планах, Россия не так уж и сильно отстает от Запада. В зоне ЕС запретили производство ламп накаливания мощностью 100 Вт c 1 сентября прошлого года, а с 2014 года, как и у нас, устаревшее освещение должно быть ликвидировано полностью.

Не удивительно, что

российский рынок является лакомым куском: потенциально замене подлежат 600 млн лампочек, именно столько их насчитывается в России на сегодняшний день.

Правда, с собственным производством лампочек дело обстоит неважно. Среди отечественного бизнеса наиболее известным разработчиком диодных проектов является АО «Оптоган» (контрольный пакет акций компании принадлежит ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, «Роснано» владеет 17%, РИК — 33% минус 1 акция). Переговоры о возможном участии в производства лампочек на российской территории с отечественными чиновниками ведет и один из мировых лидеров в этой области — концерн Philips.

Достоинства продвинутого освещения очевидны: светодиоды потребляют меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, и служат в 30—40 раз дольше. Еще один его плюс — возможность регулировать яркость лампочки. От люминесцентных ламп диоды отличает отсутствие ртутных паров и инфракрасного излучения. По разным оценкам, к 2015 году уже 50% всего освещения в мире будет осуществляться светодиодами, а к 2020-му — более чем 75%. Такие лампы помогут сократить расход электроэнергии почти на 80%. По оценке вице-президента Philips Lighting Владимира Габриеляна,

при комплексном подходе к энергосберегающему освещению Россия сможет экономить до 6 миллиардов евро в год.

Однако Россия ни технически (из-за состояния сетей), ни психологически к внедрению диодных ламп явно не готова. А основным минусом диода для рядового потребителя остается его стоимость. Современный светодиодный прибор стоит от 300 до 2000 рублей (лампа накаливания мощностью 75 Вт стоит около 8 рублей, люминесцентная — 80—350 рублей). Светодиодная лампочка Philips, к примеру, обойдется сейчас в 50 евро. Впрочем, производитель готов за несколько лет добиться ее удешевления сразу в 10 раз.

Но, чтобы удешевить светодиоды, надо организовать их производство в промышленных масштабах, причем лучше всего именно местное производство, то есть строить завод в России. Однако желание его создать оборачивается пока отсутствием гарантированного рынка сбыта и нормативной базы по стандартам качества. В итоге занять только появляющийся рынок в России с большой долей вероятности могут Китай и Тайвань: именно их продукция, зачастую невысокого качества, оказывается в разы дешевле.