Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос создания российского научно-образовательного канала. Необходимо подумать о его содержании и конкурентоспособности, сказал он на совместном заседании президиума Госсовета России, совета по науке, технологиям и образованию, совета по культуре и искусству.
«Если мы создадим такой канал, нужно подумать вот о чем. Его можно попытаться воткнуть и в сетку цифрового вещания, и в первый или во второй мультиплекс, но это должен быть продукт, который идет как минимум на уровне Discovery Channel», — сказал он, отметив, что создание продукта такого уровня потребует серьезных вложений.
«Если это создавать, это должен быть не просто канал, как в период моего детства, когда выходил дяденька, начинал писать на доске формулы. Мне это в школе на уроках показывали, это сейчас не сработает, а другие программы стоят больших денег»,
— объяснил президент. Глава государства поручил министру образования и науки и министру культуры подумать о том, какой объем средств может потребоваться для создания такого канала, и о том, каким содержанием он будет наполнен.
Развитие специализированного телевидения в нашей стране за последние 3 года идёт очень интенсивно. На территории России уже можно принимать около 240 каналов, из которых к познавательным относятся 36, говорит руководитель отдела специализированных каналов «TNS Россия» Дмитрий Колесов. «В среднем за месяц хотя бы один познавательный канал в России смотрит каждый третий житель», — утверждает эксперт.
Основной способ распространения — кабельные сети. Операторы пакетируют каналы в зависимости от спроса со стороны абонентов и назначают в разных городах страны разную абонентскую плату. «Обычно цена за просмотр такого пакета колеблется в пределах 100—200 рублей в месяц за 30—60 каналов», —добавляет Колесов. Причем
часто в этом наборе уже есть Discovery, который, по данным TNS, имеет один из самых больших охватов среди вообще всех специализированных каналов в России.
Разговоры о появлении в России своего научно-образовательного канала ведутся уже давно. Эксперты не исключают, что он может быть создан на базе канала «Россия-2», который отказался от работы в исключительно спортивной нише. Или каком-нибудь из существующих русских образовательных каналов. Так, «в 2009 году ВГТРК создал новый канал «Моя планета», который позиционируется как «российский аналог Discovery Channel». С 25 декабря 2009 года он вошел в пакет кабельного оператора НКС (4,7 миллиона абонентов) и уже стал доступен зрителям в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске», напоминает Колесов. По мнению экспертов, «Моя планета» сейчас активно финансируется и вполне может стать базой для «Русского Discovery».
В 2015 году в нашей стране, по планам Медведева, должна начаться эра цифрового телевидения. В прошлом году президентом был подписан указ, в котором перечислены каналы, входящие в так называемый первый мультиплекс. Это пакет общедоступных каналов, которые обязательны для трансляции по всей стране. В список вошли Первый канал, «Россия», НТВ, «Культура», «Спорт», «Петербург — 5-й канал», Российский информационный канал (РИК). Последнее, восьмое место забронировано под специальный детско-юношеский телевизионный канал, который, по распоряжению президента, должен быть сформирован до 1 января 2011 года на базе телеканалов «Теленяня» и «Бибигон». «Насколько мне известно,
в текущей ситуации места в первом мультиплексе для еще одного канала нет»,
— утверждает Колесов.
Но, даже если такой канал и появится, вопрос о том, на какую аудиторию может рассчитывать «русский дискавери», остается открытым, тем более что с оригинальным брендом Discovery Channel, работающим в России, конкурировать ему будет не так-то просто. По мнению генерального директора ЗАО «Лаборатория новых информационных технологий» (ЛАНИТ) Игоря Дуброво, инициаторам проекта такого канала нужно очень хорошо продумать его формат и содержание: «Заявив о себе как о «российском дискавери», канал не может опускать эту высокую планку». Кроме того, по мнению эксперта,
новый канал должен быть обязательно рассчитан на широкую аудиторию, иначе его ждут низкие рейтинги.
«Надо четко определиться, какие цели такой канал будет преследовать, иметь четкий бизнес-план. В первую очередь нужно определиться, будет ли он развлекательным, как непосредственно Discovery, или исключительно образовательным», — добавляет старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов.
Прямая калька Discovery, считает Попов, в нашей стране точно не получится, да и не нужна. В первую очередь потому, что Discоvery работает именно как глобальный канал, наш же будет локальным. Впрочем, «возможно, канал в этом случае стоит увязать с программой экспансии российского языка за рубеж, хотя бы на постсоветское пространство», добавляет аналитик. Немаловажный вопрос и финансирование канала. «Нужно, чтобы за деньги большого канала боролись разные независимые студии», — считает Попов.
Есть и еще проблема: сейчас, с грустью признаёт эксперт, ученые сами зачастую не заинтересованы в пиаре своих научных результатов и сами не пойдут в СМИ.