article
Слушать новости

Депутаты примут торговлю как есть

Законопроект о торговле будет рассмотрен в Думе в среду

В среду в Думе состоится второе чтение законопроекта о торговле. Последний вариант документа почти полностью правительственный — туда вошли лишь немногие поправки администрации президента.

Премьер Владимир Путин заявил, что рассчитывает на то, что Госдума в среду примет во втором чтении законопроект о торговле. «Если говорить административным языком, есть основания полагать, что законопроект в таком виде будет принят», — сказал Путин в ходе встречи со спикером Совета федерации Сергеем Мироновым. Миронов, со своей стороны, заявил, что Совет федерации поддерживает позицию правительства и руководства Госдумы по данному законопроекту. По словам главы думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, завтра законопроект и вовсе могут принять сразу во втором и третьем чтениях. Предполагается, что он вступит в силу 1 февраля 2010 года.

Рассмотрение законопроекта переносилось дважды: с 9 на 11 декабря и с 11 на 16 декабря, оба раза — по просьбе полномочного представителя президента в Госдуме Гарри Минха из-за претензий государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента. Часть из этих поправок вошла в окончательный проект закона. «Текст изменился в лучшую сторону для всех, — сказал накануне глава президентской администрации Аркадий Дворкович. — Компромиссным он не является, он более качественный».

Последнее изменение в законе — это определение торговых сетей, которое ранее никак законодательно не регламентировалось.

Поправка появилась как раз после вмешательства администрации президента. По старой версии законопроекта, сетью назывались любые два магазина, в акциях которых присутствует один собственник, даже если ему принадлежит всего один процент. По новой, торговая сеть — «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». Федоров пояснил «Газете.Ru», что «общее управление» означает в том числе и общего собственника, если у магазинов — общий менеджмент, закупки и ценообразование.

«В каждом конкретном случае будет решать ФАС», — сказал Федоров. Правда, эксперты называют формулировку не самой удачной, а то и двусмысленной.

Справка
Законопроект о торговле вызывает споры между чиновниками и игроками рынка уже более пяти лет. В сентябре 2009 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
Читать дальше

Старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский предполагает, что общее управление может также означать не только общих собственников, но и арендаторов торговых объектов. А также к торговой сети относятся магазины, открытые по договору коммерческой концессии (франчайзинг). «Это широкое обозначение. Оно увеличит количество торговых объектов, которые включены в торговые сети», — считает юрист. Представители сетей также считают, что эта формулировка слишком жесткая. Настоящая сеть начинается только с 6–10 магазинов, а не с двух, уверена директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. «Стоит обратить внимание на западный опыт. Например, в Великобритании сетью считается субъект розничного бизнеса, если он объединяет не менее 6 магазинов с общей торговой площадью не менее 600 кв. м, объединенных единым брендом и работающих по единой ассортиментной матрице», — добавляет Канунникова.

Другие, более значимые поправки администрации в документ так и не вошли. Так, перед вторым чтением в законопроекте остался без изменения главный спорный пункт — запрет на приобретение сетями дополнительных торговых площадей, если доля торговых сетей в объеме реализации продукции превышает 25% в границах данного региона.

Администрация президента считала, что запрет на расширение доминирующей сети «не может носить абсолютный характер». ГПУ предлагало сделать исключения для небольших муниципалитетов с населением не ниже 50 тысяч человек и городов не меньше 100 тысяч.

Аналитики позитивно восприняли возможную поправку — по их мнению, это помогло бы сгладить негатив от закона и позволило бы нормально развиваться розничной торговле в регионах. Но в окончательной версии законопроекта поправка не была выключена — в поселках «есть проблема монополизма не крупных торговых сетей, а небольших, опирающихся на административный ресурс», пояснил «Газете.Ru» Федоров. «В некоторых регионах можно наблюдать, как за повышением пенсий сразу и повышаются цены в магазинах». На вопрос о том, как будет развиваться сеть в небольшом населенном пункте, где, по его же словам, «может быть один магазин на несколько километров», Федоров ответил: «Пусть этот магазин построит торговая сеть из соседнего поселка». По его словам, определение порога доминирования сетей — это «принцип свободной конкуренции, необходимый для развития и регулирования цен». Однако эксперты неоднократно высказывались против этих мер. Заместитель директора Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева считает, что от этой поправки проиграют все — сети потеряют возможность развиваться, а все издержки переложат на поставщиков и потребителей. «Закон повлияет не на абстрактную конкуренцию, а на цены», — соглашается директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития Александр Пироженко. «Для потребителя любая поправка, любое чрезмерное регулирование отрасли в итоге выльется ростом цен, снижением ассортимента и ухудшением качества», — предупреждает директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Несмотря на то, что в отдельных регионах (в Петербурге и Москве) отдельные операторы могут занимать существенную долю, в целом уровень концентрации ритейла существенно ниже, чем в Европе. «Такие меры в России преждевременны», — считает проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев.

Правда, пункт о запрете на расширение доминирующих сетей в границах городского округа или муниципального района будет применяться только с 1 июля 2010 года, так что у небольших региональных сетей еще есть полгода, чтобы скупить все торговые точки. Кроме того, по словам аналитиков, закон можно будет и обойти — собственникам достаточно сменить вывеску магазина и записать его на другое юрлицо.

Поделиться:
Mail.ru
Gmail
Отправить письмо
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости