«Инфраструктура у нас недофинансирована. Но, пока здесь не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам, тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью», — заявил Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию. Президент поручил правительству в 2010 году внедрить электронные торги в этой сфере, а также привести технологию строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами. «Нужно, кстати, рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для разработки наших регламентов строительства», — добавил президент.
Стоимость строительства инфраструктурных проектов в России завышена, признают эксперты.
В Европе строительство 1 км дороги, которая соответствует российским стандартам первой категории, будет стоить 8–10 млн евро, а в российских регионах этот показатель начинается от 15 млн евро для территорий с достаточно комфортным климатом.
Яркий пример завышения сметной стоимости — кольцевая дорога вокруг Петербурга, говорит гендиректор «Финэкспертизы» Авган Микаелян: «В 1995 году было принято решение об ее строительстве, но лишь в 2001 году оно было начато. До тех же пор деньги выделялись, а ни одного километра построено не было». Другой пример — «Олимпсторой». «Наступил кризис — «Олимпстрой» снизил сметы на 15%, при этом сказав, что это не конец. Понятно, что есть определенное удешевление стройматериалов, но ведь нельзя это так на 5 лет вперед экстраполировать. Так что очевидно: изначально это был проект с завышенными сметами».
«Бюджеты дорожного строительства у нас даже с учетом климатических факторов заоблачные», — говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. И если мы хотим совершенствовать технологию строительства, то надо начинать именно с ГОСТов и СНИПов, считает экс-депутат Госдумы, бывший член комитета ГД по энергетики, транспорту и связи Николай Ботка: «Это комплексная работа, нельзя начинать шить костюм с пуговицы. Без решения глобальных проблем стандартов это всего лишь удобная тема для спекуляции и болтовни». В Европе обочина — 50 см, и этого всем достаточно, мы же делаем полтора метра и удивляемся, куда же уходят наши деньги, говорит эксперт.
Впрочем, сама по себе нынешняя нормативная база не такая уж плохая. «Безусловно, в нормах очень многое можно и стоит изменить, но решение проблем, на которые указывает президент, лежит в другой плоскости.
Можно сколько угодно говорить о совершенствовании законодательства, но в первую очередь нужно решать проблему его бесчисленных нарушений»,
— говорит эксперт Андрей Бекетов. Решить проблему коррупции при реализации инфраструктурных проектов отчасти могло бы привлечение частных инвестиций. За рубежом существуют разные модели финансирования развития инфраструктуры. Чаще всего используется модель частно-государственного партнерства, но все-таки более 60% затрат приходятся на государство. В России все сложнее. «Пока мы не готовы к платным дорогам, нет четких моделей коммерциализации таких проектов», — говорит Сергиевский.
Использование электронных торгов также может снизить издержки на закупку материалов и оборудование. Если ориентироваться на уже существующий опыт, экономия составляет 10–15%, говорит председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. Другое дело, что
затраты на материалы составляют всего 30% от себестоимости дороги, так что кроме электронных торгов нужен подробный аудит в сфере дорожного строительства,
говорит Сергиевский. Да и коррупция кроется не в «электронности или неэлектронности торгов», а в правилах, которым эти торги должны следовать.
«На настоящий момент законодательство о размещении заказов весьма странное. В нем возможна ситуация, когда конкурс выигрывает поставщик с дешевой ценой, но не имеющий опыта работы. А уже после начала строительного контракта начинаются допсоглашения», — рассказывает директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков.
Кроме того, сейчас система электронных торгов монополизирована, говорит Габестро. Откаты и взятки в ней — частое дело. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли,
каждый двенадцатый рубль в процессе госзакупок уходит в карманы чиновников в виде откатов за выигранный тендер,
говорит исполнительный директор ассоциации Антон Никольский. «Президент говорит одно, а чиновники на местах предпринимают огромные усилия для того, чтобы тема электронных торгов в сфере госзакупок никогда нормально не заработала», — резюмирует Габестро.