Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков внес в Госдуму поправки в закон «О рекламе». Если их примут, рекламировать БАД можно будет только в медицинских и фармацевтических изданиях и на специализированных выставках и конференциях. Кроме того, любая реклама «не должна будет создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами».
Запрет рекламы биодобавок в массовых медиа — новый этап борьбы Белякова с самолечением граждан. Ранее, 13 октября, депутат внес в Госдуму аналогичный законопроект, касающийся рекламы лекарств. Но претензий к БАД у депутата гораздо больше. Так,
лекарства, прежде чем попасть в аптеки, проходят многоуровневые испытания, а для выпуска БАД подобных процедур не требуется,
что крайне выгодно для производителя. Не удивительно, что, по данным Роспотребнадзора, 39 из 87 предприятий — изготовителей БАД элементарно не соблюдают санитарные нормы, отмечает Беляков.
Главная опасность добавок заключается в том, что продавцы позиционируют их как лекарства, считает депутат. В погоне за прибылью продавцы рекламировуют БАД как чудо-препараты, способные вылечить почти все заболевания и гораздо более эффективные, чем таблетки. Рынок БАД в России, по его оценкам, — это более 6 тысяч наименований биологически активных добавок, из них только в этом году было зарегистрировано 1825 наименований.
По мнению депутата, запрет рекламы БАД позволит перекрыть доступ мошенников к потребителям.
«Я убежден, что БАД должны назначаться только врачами, поэтому и реклама должна быть рассчитана только на профессионалов. Ведь ежегодное безграмотное самостоятельное потребление БАД приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, сотням тысяч потерь трудоспособности и десяткам тысяч летальных исходов», — заключил депутат.
Для продажи биодобавок в России не требуется ни лицензий, ни сертификатов, признают эксперты наличие проблемы. Биодобавки, как и другие товары, регистрируются в Роспотребнадзоре и получают заключение Санэпиднадзора, что не содержат вредных веществ. Однако даже эти гарантии не действуют, если вы покупаете добавки не в аптеке, а у знакомых, через сетевой маркетинг, когда все основано на доверии.
По оценкам ведущего аналитика «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, оборот рынка в прошлом году составил 2 млрд долларов, при этом только половина биодобавок продана в аптеках. Остальные же распространяются именно через сетевой маркетинг.
«Настоящих мошенников мы не видим, потому что они не рекламируют свою продукцию в СМИ»,
— соглашается гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Но инициатива Белякова приравняет добросовестных производителей к мошенникам. «Если запретят рекламу официальных БАДов, останутся другие каналы продвижения — заказные статьи, сарафанное радио», — считает Шуляк. Получается, что эта инициатива достигнет противоположного ожидаемому ее автором эффекта. «Это ухудшит прозрачность рынка, и на первый план выйдут БАДы низкого качества», — считает генеральный директор «Эвалара» Лариса Прокопьева.
Запрет рекламы в общественных СМИ убьет рынок БАД, считает Мелик-Гусейнов. «БАДы — это очень рекламозависимый продукт, — признает Прокопьева. — Но реклама в специализированных СМИ нам, по большому счету, не интересна. Поликлиники нас даже не пускают на порог». Сегодняшняя кампания против БАД, по мнению гендиректора «Эвалара», — это следствие агрессивного маркетинга «Гербалайфа».
Потеряют от запрета рекламы БАД и СМИ.
Рекламный бюджет фармацевтической и медицинской продукции входит традиционно в тройку самых больших бюджетов.
Впереди лишь рекламные бюджеты пищевой продукции и парфюмерия с косметикой. За последний год они лишь падали. А вот рекламный бюджет фармацевтической и медицинской продукции, немалую долю которого составляют БАД, стремительно рос даже в кризисное время. По данным «Видео Интернешенл», за 9 месяцев 2009 года он вырос на 30% и составил 5 млрд 665 млн рублей.
Проблему самолечения запретом рекламы не решить, сходятся во мнении эксперты. То, что люди не идут к врачу, а лечатся сами, – глубинная проблема российского здравоохранения, считает Шуляк: «Белякову стоит выйти из депутатской поликлиники, зайти в обычную городскую и посмотреть, какие там очереди».