Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дезактивация добавок

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы биодобавок

Депутаты предлагают запретить рекламу биологически активных добавок (БАД) в массовых СМИ. Эхо войны с «Гербалайфом» может повредить крупным компаниям и рынку рекламы, предупреждают эксперты. А мошенники, предлагающие панацею от всех болезней, все равно двигают свою продукцию с помощью сетевого маркетинга.

Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков внес в Госдуму поправки в закон «О рекламе». Если их примут, рекламировать БАД можно будет только в медицинских и фармацевтических изданиях и на специализированных выставках и конференциях. Кроме того, любая реклама «не должна будет создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами».

Запрет рекламы биодобавок в массовых медиа — новый этап борьбы Белякова с самолечением граждан. Ранее, 13 октября, депутат внес в Госдуму аналогичный законопроект, касающийся рекламы лекарств. Но претензий к БАД у депутата гораздо больше. Так,

лекарства, прежде чем попасть в аптеки, проходят многоуровневые испытания, а для выпуска БАД подобных процедур не требуется,

что крайне выгодно для производителя. Не удивительно, что, по данным Роспотребнадзора, 39 из 87 предприятий — изготовителей БАД элементарно не соблюдают санитарные нормы, отмечает Беляков.

Главная опасность добавок заключается в том, что продавцы позиционируют их как лекарства, считает депутат. В погоне за прибылью продавцы рекламировуют БАД как чудо-препараты, способные вылечить почти все заболевания и гораздо более эффективные, чем таблетки. Рынок БАД в России, по его оценкам, — это более 6 тысяч наименований биологически активных добавок, из них только в этом году было зарегистрировано 1825 наименований.

По мнению депутата, запрет рекламы БАД позволит перекрыть доступ мошенников к потребителям.

«Я убежден, что БАД должны назначаться только врачами, поэтому и реклама должна быть рассчитана только на профессионалов. Ведь ежегодное безграмотное самостоятельное потребление БАД приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, сотням тысяч потерь трудоспособности и десяткам тысяч летальных исходов», — заключил депутат.

Для продажи биодобавок в России не требуется ни лицензий, ни сертификатов, признают эксперты наличие проблемы. Биодобавки, как и другие товары, регистрируются в Роспотребнадзоре и получают заключение Санэпиднадзора, что не содержат вредных веществ. Однако даже эти гарантии не действуют, если вы покупаете добавки не в аптеке, а у знакомых, через сетевой маркетинг, когда все основано на доверии.

По оценкам ведущего аналитика «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, оборот рынка в прошлом году составил 2 млрд долларов, при этом только половина биодобавок продана в аптеках. Остальные же распространяются именно через сетевой маркетинг.

«Настоящих мошенников мы не видим, потому что они не рекламируют свою продукцию в СМИ»,

— соглашается гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Но инициатива Белякова приравняет добросовестных производителей к мошенникам. «Если запретят рекламу официальных БАДов, останутся другие каналы продвижения — заказные статьи, сарафанное радио», — считает Шуляк. Получается, что эта инициатива достигнет противоположного ожидаемому ее автором эффекта. «Это ухудшит прозрачность рынка, и на первый план выйдут БАДы низкого качества», — считает генеральный директор «Эвалара» Лариса Прокопьева.

Запрет рекламы в общественных СМИ убьет рынок БАД, считает Мелик-Гусейнов. «БАДы — это очень рекламозависимый продукт, — признает Прокопьева. — Но реклама в специализированных СМИ нам, по большому счету, не интересна. Поликлиники нас даже не пускают на порог». Сегодняшняя кампания против БАД, по мнению гендиректора «Эвалара», — это следствие агрессивного маркетинга «Гербалайфа».

Потеряют от запрета рекламы БАД и СМИ.

Рекламный бюджет фармацевтической и медицинской продукции входит традиционно в тройку самых больших бюджетов.

Впереди лишь рекламные бюджеты пищевой продукции и парфюмерия с косметикой. За последний год они лишь падали. А вот рекламный бюджет фармацевтической и медицинской продукции, немалую долю которого составляют БАД, стремительно рос даже в кризисное время. По данным «Видео Интернешенл», за 9 месяцев 2009 года он вырос на 30% и составил 5 млрд 665 млн рублей.

Проблему самолечения запретом рекламы не решить, сходятся во мнении эксперты. То, что люди не идут к врачу, а лечатся сами, – глубинная проблема российского здравоохранения, считает Шуляк: «Белякову стоит выйти из депутатской поликлиники, зайти в обычную городскую и посмотреть, какие там очереди».

Новости и материалы
Фанаты Escape from Tarkov назвали российских разработчиков эгоистами
Найден способ создания нанопорошков для лечения рака ультрафиолетом
В НГУ создали метод получения нанопорошков для терапии рака ультрафиолетом
Мария Машкова рассказала о разрушенных отношениях с отцом
Глава ФТС заявил о безобразном поведении стран Балтии и Финляндии
Россия продала рекордный объем сушеного нута за рубеж
Названы последствия взрывов в Сумах
Аэропорт Элисты возобновит обслуживание пассажиров
Захарова раскрыла цель нахождения военных США на Украине
Валиева выложила первый пост в день совершеннолетия
В Петербурге полицейские застрелили мужчину, который планировал совершить суицид
В Китае дебютировал автомобиль, который станет «Москвичом 8»
В России предложили обратиться к опыту Ирана в борьбе с санкциями
Россиянам вновь разрешили тратить деньги в Twitch через СБП
Новая технология обеззараживания воздуха может защитить мир от новой пандемии
Россия и Киргизия создадут основу для обмена при оценке радиационной обстановки
В Харьковской области уничтожили пункт дислокации ДРГ
Губернатор сообщил о последствиях обстрела ВСУ в Токмаке
Кучеров приблизился к рекорду Малкина
Все новости