Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Связьинвест» идет на реформу

Совет директоров «Связьинвеста» одобрил присоединение к «Ростелекому» МРК

,
ИТАР-ТАСС
Совет директоров «Связьинвеста» одобрил стратегию, которая должна сделать «Ростелеком» «чемпионом отрасли».

Во вторник совет директоров «Связьинвеста» — одного из крупнейших активов государства в телекоммуникационной сфере — одобрил концепцию своего реформирования. Основная цель этого процесса — создание крупнейшей компании на российском рынке связи, или, как ее называет генеральный директор холдинга Евгений Юрченко, «национального чемпиона» отрасли.

Суть реформы — присоединение к дочке «Связьинвеста» «Ростелекому» других дочек холдинга — семи межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста».

Правительственная комиссия по транспорту и связи одобрила амбициозную цель и концепцию ее достижения еще в мае. В рамках плана «Связьинвеста» была анонсирована и покупка игрока мобильной связи из «большой тройки». С тех пор вопрос, кого именно выберет государство в качестве базового оператора для «Ростелекома» — МТС, «Вымпелком» или «Мегафон», стал главной интригой на отечественном рынке телекоммуникаций. Совет директоров «Связьинвеста» пока сохранил ее.

Но зато этот орган обозначил ключевые сроки проведения реформы. Оценку акций, получение корпоративного одобрения, реструктуризацию долговых обязательств и другие процедуры в рамках присоединения МРК к «Ростелекому» планируется провести в течение 2010 года. Летом того же года пройдут собрания акционеров реорганизуемых обществ, на которых должно быть принято решение о присоединении. В итоге

к маю 2011 года все семь МРК «Связьинвеста» должны быть юридически готовы стать частью «Ростелекома».

В «Связьинвесте» рассчитывают, что в результате объединения активов получится компания, стоимость которой сегодня составила бы более $11,2 млрд. Другими словами, это будет шестая по капитализации публичная компания с госучастием. В эту оценку включен и экономический эффект от объединения. По консервативному прогнозу, операционная синергия может составить порядка 30 млрд руб.

Таких результатов рассчитывают достичь за счет оптимизации затрат и инвестиций, исключения дублирования функций в маркетинге, продажах, обслуживании и IT.

Одна из главных надежд менеджмента «Связьинвеста» — улучшение в результате реформы управляемости структуры. Сейчас региональные компании чувствуют себя независимыми до такой степени, что иногда даже конкурируют между собой. В результате этого «Связьинвест» и другие акционеры несут двойные расходы.

После объединения региональные подразделения должны полностью подчиниться руководству «Ростелекома». Однако эксперты говорят, что именно традиционная независимость может замедлить реорганизацию холдинга. «Гендиректоры МРК всегда были самостоятельны в управлении своими компаниями. И поэтому может происходить скрытое противостояние», — отмечает директор по развитию бизнеса в России СНГ Frost & Sullivan Татьяна Толмачева. Помимо человеческого фактора синергию может осложнить и фактор политический. «В процесс вовлечено много влиятельных лиц. И процесс реорганизации не только экономический, но и политический, — сообщил «Газете.Ru» знакомый с ситуацией источник. —

Вслед за объединением может произойти и приватизация компании, а этому могут противиться военные ведомства, которых обслуживает «Ростелеком». Кроме того, здесь есть интересы и нового министра, и той команды, которая ушла, но сохранила влияние».

Реформу может осложнить и то, что одновременно с ее проведением из состава акционеров «Связьинвеста» должна выйти АФК «Система», которая владеет 25% холдинга. Президент «Системы» Леонид Меламед во вторник заявил, что март 2010 года — крайний срок для завершения сделки по обмену активами с государством. «Если через четыре месяца мы эту сделку не закроем, то не закроем ее никогда», — категорично выразился топ-менеджер. «Все эти факторы не настолько ключевые, чтобы остановить процесс реорганизации холдинга, но они достаточно серьезные, чтобы тормозить его», — резюмирует источник.

Помимо всего процесс будет достаточно дорогим. «Для сокращения тех же затрат на маркетинг нужно провести массовый ренбрендинг, для экономии на закупках – создание новых закупочных структур, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. — Так что путь к синергии будет связан с дополнительными затратами, которые могут исчисляться миллиардами рублей».