Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Христенко выписал таблетку от падения

Очередные показатели по промпроизводству

Производство за 9 месяцев этого года упало по сравнению с прошлым на 16,5%, по итогам года ожидается спад в 11,8%. Хуже всего дела обстоят в обрабатывающей промышленности и машиностроении. В ряде отраслей власти ждут прорыва, в том числе в судостроении и фармакологии.

Объем производства промышленной продукции в России за девять месяцев текущего года снизился на 16,5% к аналогичному периоду прошлого года, а за сентябрь вырос примерно на 1% к предыдущему месяцу, заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко. По его словам, годовое падение промпроизводства составит 11, 4%.

Хуже всего дела обстоят в обрабатывающей промышленности: она упадет на 15,5%. «Самое глубокое падение в обрабатывающем секторе, в основном, за счет металлургии и машиностроения, прежде всего за счет автомобильной промышленности», — говорит главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Спад в металлургии, по прогнозам Минпромторга, составит 15–17%.

А автомобилестроение рухнуло сразу на 60%. Падение рынка легких коммерческих автомобилей, по его прогнозу, составит 70%.

Министр назвал автопром «наиболее пострадавшей отраслью промышленности». Впрочем, от этой отрасли в следующем году власти ждут значительного роста. Со второй половины следующего года начнется фаза активного восстановления рынка, надеется Христенко. При этом на госзакупки автотранспорта, по его словам, будет выделено в 2010 году 20 млрд руб., а программа льготного кредитования уже начала действовать.«У нас похожие прогнозы по восстановлению – вторая половина 2010 года, — соглашается аналитик Ernst & Young Иван Бончев. – Понятно, что в целом российский автомобильный рынок недонасыщен. И есть очень хороший среднесрочный и долгосрочный потенциал». Старые запасы неликвидных автомобилей, например с чересчур дорогой комплектацией, наконец-то распроданы. Производители скорректировали свои планы с учетом востребованных на рынке автомобилей. «Плюс постепенно восстанавливается доверие людей. Которые из-за кризиса откладывали покупку машин до лучших времен», — говорит Бончев.

Средним, на уровне 9–10% (в зависимости от месяца), было падение по производству электроэнергии и тепла: отчасти это было связано со снижением активности в экономике, а отчасти – с достаточно теплой весной. Самое незначительное падение – в горнодобывающем секторе. Это разработка природных ископаемых. Главное, производство нефти в начале года снижалось незначительными темпами и в годовом выражении показывает положительную динамику, добавляет Тихомиров.

Неожиданно оптимистичные результаты показало и судостроение: Христенко прогнозирует в этом году рост отрасли, вопреки кризису, на 11% по сравнению с прошлым годом.

По его словам, предприятиям отрасли оказывается достаточно существенная господдержка в виде взносов в уставный капитал: «Севмаш» например получил 4 млрд рублей, Амурский судостроительный завод — около 2 млрд рублей. Кроме того, приняты решения о выделении госгарантий под кредиты на 2,5 млрд рублей, в виде различных субсидий выделено еще 3,5 млрд рублей. Однако эксперты настроены не столь оптимистично. «Судостроение во всем мире в хорошем минусе, — возражает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Даже у лидеров производства, Кореи и Китая, спад. Повсеместные отказы заказчиков».

А наша доля в мировом судостроении и вовсе «исчезающе мала».

«Что касается торгового флота, то ежегодно в мире на судостроительных заводах строится флот общим дедвейтом (грузоподъемностью — «Газета.Ru») 120 млн тонн. Из них 40 млн тонн приходится на китайцев, еще 40 млн тонн — на корейцев, 25 млн тонн дедвейта дают верфи Японии, российские же выпускают кораблей дедвейтом 800 тыс.». По мнению экспертов, если кого и можно выделить из судостроителей, так это компании, которые строят речной флот.

Рассчитывают власти поднять и отечественную фармакологию: пока спад в отрасли по итогам года ожидается в районе 5–6%.

«Мы, — подчеркнул Христенко, — ставим очень амбициозные цели: к 2015 году завоевать более половины отечественного рынка лекарств общего пользования и инновационных препаратов, а также увеличить в 8 раз объемы экспорта российской фармпродукции и лекарственных средств.

Отечественные производители не смогут заполнить российский рынок даже наполовину – ни у кого нет такого количество препаратов», — сомневается гендиректор DSM Group Александр Кузин. Увеличить в 8 раз объемы экспорта, по его словам, также трудновыполнимая задача. Сложно вывести препараты, пройти процедуру регистрации. Не так много российских компаний работает где-то, кроме стран бывшего СССР: основную часть препаратов мы экспортируем в страны СНГ, отмечает эксперт.

Новости и материалы
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Франция не выдает визы вновь назначенным сотрудникам МИД России
ВСУ обстреляли медицинское учреждение в Донецке
Засуха в Ботсване угрожает уничтожить стада вымирающих бегемотов
Во Франции россиянам закрывают банковские счета
Посол Мешков сообщил, что офицеры ВС Франции воюют на Украине
Первую в мире персональную мРНК-вакцину от меланомы протестировали на людях
Въезд в Крым с перешейка временно перекрыт
Ракета прилетела по танкеру под панамским флагом в Красном море
Российский военный сбил украинский дрон мешком
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Все новости