«Аэрофлот» вылетит из регионов

«Аэрофлот» сократил чистую прибыль в 2008 году в 8,5 раз

ИТАР-ТАСС
«Аэрофлот» сократил чистую прибыль в 2008 году в 8,5 раз. В этом году потери могут быть еще более существенными: за полгода компания лишилась 11,5% объема пассажирских перевозок и уже вынуждена снижать тарифы. Ей грозит и потеря части рынка региональных и международных перевозок.

Чистая прибыль «Аэрофлота» по МСФО за 2008 год упала до $37 млн по сравнению с $313 млн в 2007 году, сообщила компания в своем отчете. Операционные расходы группы компаний за этот период выросли на 32,4% (до $4,28 млрд), показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов и амортизационных отчислений) снизился на 28,7% (до $524,6 млн), соотношение долга к EBITDA выросло до 2,7 с 1,7.

Одной из причин потери прибыли заместитель гендиректора «Аэрофлота» по финансам Михаил Полубояринов называет убытки дочерних компаний. В частности, прибыль головной компании группы за 2008 год сократилась на 48,2% (до $167 млн), тогда как по группе прибыль снизилась на 88,2% (до 37 млн). На пороге банкротства стоят как минимум три дочерних предприятия авиакомпании — «Аэрофлот-Карго», «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд».

Не менее существенной проблемой 2008 года стали колебания валют. Убыток группы от разницы курсов составил $141 млн против прибыли $44,6 млн в 2007 году. «Без учета этих потерь чистая прибыль «Аэрофлота» составила бы $178 млн», — говорит аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. Но главным фактором стал резкий рост цен на авиатопливо. «Затраты компании по этой статье увеличились на 51%», — отмечает Хафизов.

Полубояринов надеется, что в текущем году нового драматического снижения показателей не произойдет. За летний сезон «Аэрофлоту» удастся «нарастить жирок», полагает он, хотя «осень и зима будут суровыми».

Надежды эти выглядят не слишком обоснованными. За первые шесть месяцев «Аэрофлот» снизил объем пассажирских перевозок на 11,5% (до 4,8 млн человек). Чтобы привлечь пассажиров и поддержать загруженности судов, авиакомпания планирует пересмотреть и снизить тарифы. Впрочем, само по себе уменьшение пассажиропотока не может служить показателем пошатнувшегося положения перевозчика. «За январь — май рынок авиаперевозок сократился на те же 11,4%, — отмечает аналитик RMG Securities. — Таким образом, можно говорить о том, что доля рынка «Аэрофлота» остается стабильной». По мнению Хафизова, в ближайшее время вряд ли появится компания, способная потеснить «Аэрофлот» с позиции лидера российского рынка авиаперевозок.

Тем не менее «Аэрофлот» в скором времени может потерять долю рынка региональных перевозок, считает аналитик «CIG Брокер» Андрей Рожков. «Компания уже отказывается от некоторых внутрироссийских маршрутов, которые из-за меньшей заполняемости стали нерентабельными, — объясняет эксперт. — На смену «Аэрофлота» придут небольшие региональные авиакомпании, сумевшие сохранить флот в период кредитного кризиса». Что касается международных перевозок, здесь сохранится жесткая конкуренция с зарубежными авиакомпаниями, особенно с low-cost. «По мере восстановления прежнего уровня международных перевозок доля «Аэрофлота», скорее всего, будет немного сокращаться», — полагает Рожков.

В этой ситуации низкие показатели 2008 года могут оказаться удобными для нового менеджмента «Аэрофлота», полагает один из опрошенных «Газетой.Ru» экспертов отрасли. На их фоне слабые результаты 2009 года будут выглядеть не столь мрачно. «А если компании удастся превзойти итоги прошлого года, то появится возможность говорить об успехе проводимых преобразований по повышению эффективности компании», — говорит эксперт.