Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пива не пьем

Россияне стали меньше пить пива: за год его потребление снизилось на 6–7%

,
Россияне стали меньше пить пива: за год его потребление снизилось на 6–7%. Отечественный рынок близок к насыщению, да еще и кризис сказывается. Но, несмотря на падение объемов рынка и цен на сырье, производители не готовы снижать цены.

Объем российского рынка пива в первом квартале этого года упал на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, сообщила в четверг крупнейшая российская пивоваренная компания «Балтика». По данным Федеральной службы статистики, падение за три первых месяца 2009 года оказалось менее значительным и составило 6%: в январе снижение производства составило 7,2% по сравнению с первым месяцем прошлого года, в феврале — 2,7% к февралю, в марте — 7,6%.

Первое за 12 лет сокращение объема рынка пива в России произошло во второй половине 2008 года, совпав с приходом в страну экономического кризиса.

«Люди стали потреблять чуть меньше товаров и чуть более дешевую продукцию», — говорит директор по корпоративным связям и информации ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Кедрин. «По итогам года мы увидим, что приоритет будет отдаваться более дешевому пиву и пиву в больших упаковках вследствие смещения спроса в низкий и средний ценовой сегмент», — соглашается Максим Клягин из УК «Финам Менеджмент». «При падении доходов, потребитель не выпивает меньше «чистого спирта», а добирает «градус» более крепкими напитками», — добавляет управляющий партнер Маркетингового Центра Numbers Дмитрий Рыжаков.

Влияние кризиса наложилось на насыщение рынка.

«В период с 1995 года по 2000 год появлиось более пятисот новых марок пива. Рынки пива и вина росли уверенными темпами до 2007 года. Когда спрос и предложение сравнялись, они достигли пика своего развития», — отмечает Рыжаков.

«Рынок постепенно насыщается, приближаясь к европейским показателям потребления пива, дальше ему расти некуда»,

— говорит Клягин. В этих условиях рост продаж компании смогут обеспечить себе, только отвоевывая друг у друга доли на рынке, соглашается Татьяна Бобровская из ИК «Брокеркредитсервис». «Даже при стабилизации экономической ситуации высоких темпов роста не будет», — отмечает эксперт.

Компании, работающие на российском рынке, вслед за сокращением спроса снижают свое производство. Продажи крупнейшего отечественного производителя пива, компании «Балтика», входящей в группу Carlsberg (ей принадлежит 88,86% капитала ОАО «Балтика»), в первом квартале сократились на 5%, до 8,5 млн гектолитров с 9 млн за аналогичный период прошлого года. Продажи второго по величине производителя пива в нашей стране, пивоваренного концерна Anheuser-Busch InBev, по итогам первого квартала 2009 года в натуральном выражении снизились еще значительнее — на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, говорится в отчете компании, вышедшем сегодня.

Однако, несмотря на падение рынка и продаж, некоторым компаниям удается сохранять неплохие финансовые результаты. Выручка компании «Балтика» от реализации увеличилась на 5,3% и достигла 17,7 млрд руб., а чистая прибыль — на 18,5%, составив 2,5 млрд рублей. А оперативная рентабельность повысилась почти до 23%, тогда как в первом полугодии прошлого года она составляла около 17%. Это было достигнуто благодаря переориентации на премиальный сегмент рынка, а также снижению цен на сырье.

Но вслед за падением цен на сырье производители не хотят снижать цены на свою продукцию.

Пивная отрасль — одна из самых высококонкурентных, где происходит ожесточенная борьба за внимание потребителя, объясняет Кедрин: «В этих условиях игра с ценой очень рискованна. Когда мы снижаем цены на премиальный бренд, мы его буквально ломаем через коленку и наоборот».

К тому же производители пива верят, что в будущем тренд изменится и рынок замедлит свое падение. Компания Carlsberg прогнозирует снижение объемов на 2%. «Прогнозы на весь год по первому кварталу сложно делать. Однако с учетом традиционного снижения в первом квартале рынок в течение года отыграет утраченные позиции и снижение за год составит 2–3%», — соглашается с производителями Бобровская. Рыжаков значительно более пессимистичен: «Падение по итогам года, по нашим данным, может составить до 15% (а если лето будет прохладным, то и все 17%). Роста в ближайшие 3 года мы не ожидаем, и лучший результат для 2011 года — это уровень продаж 2006 года».

Если этот негативный прогноз оправдается, про нынешние показатели рентабельности пивоварам придется забыть. «Рынок зерновых, на который прочно завязаны производители пива (ячмень, солод, пшеница), согласно нашим исследованиям, будет стремительно падать. Это неминуемо приведет к росту цен на сырье для производства пива, что в свою очередь, заставит производителей выбирать между снижением маржи и снижением продаж. Те производители, кто этого не поймет, будут сметены экономическим торнадо, не успев понять, что же произошло», — полагает Рыжаков.

Новости и материалы
В МИД КНР назвали спокойной ситуацию вокруг Тайваня
«Тампа» Кучерова оказалась в шаге от вылета из плей-офф НХЛ
В США ищут военных операторов для работы в России
Украинский пленный рассказал, как ВСУ пытались устранить сдавшихся в плен сослуживцев
ВС РФ ударили по поезду ВСУ с личным составом
В Китае оценили позицию США по отношению к Пекину
Нутрициолог объяснила, почему стоит приготовить кулич дома, а не покупать в магазине
Решения по мерам поддержки многодетных отцов пока не приняты
Стало известно, россиянам каких профессий чаще всего отказывают в займах
Стало известно, сколько россияне потратят на майские праздники
Глава МИД Китая сообщил о риске усугубления украинского кризиса
МИД КНР обвинил США в ужесточении санкций и технологической блокаде Китая
ВСУ перестали применять одно из наиболее разрекламированных вооружений
Выброшенная на берег моря в Приморье мина оказалась учебной
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
Названы самые высокооплачиваемые профессии в России
В ДНР назвали предположительные цели ВСУ для ракет ATACMS
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Все новости