Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
На бюджетном крыле

Калининградская область купит проблемного перевозчика за 4 млрд рублей

ИТАР-ТАСС
«КД авиа» получит от государства 4 млрд рублей. Компания выживет, но сменит собственника. По мнению экспертов, пример «КД авиа» исключителен. Правительство поддержит рынок авиаперевозок, а не конкретные компании. Остальным проблемным перевозчикам дадут возможность обанкротиться.

Калининградская авиакомпания «КД авиа» получит 4 млрд рублей государственной поддержки, сообщил губернатор Калининградской области Георгий Боос. Финансирование пойдет не напрямую компании, а по цепочке. «Из федерального бюджета средства перечислят калининградскому бюджету, и Калининградская область войдет этими деньгами в уставный капитал компании дополнительно к тем процентам акций, которые область имеет», — заявил Боос.

Губернатор уточнил, что сейчас Калининградская область является сособственником «КД авиа», располагая 9,5% акций.

На выделенные федеральным бюджетом деньги область может расширить свой пакет до более чем 90% акций компании.

«Компания стоит сейчас около $350–400 млн (1,2–1,3 млрд руб. — Прим. ред.), при долгах примерно в $300 млн», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. По мнению эксперта, при любом способе вхождения в уставный капитал доля других владельцев размоется до минимума.

«В Минэкономразвития РФ, ответственном за этот вопрос, идет выработка схемы поддержки», — передает «Интерфакс» слова топ-менеджера «КД авиа». Как пояснил «Газете.Ru» аналитик RMG Securities, возможны разные пути, один из вариантов — проведение допэмиссии в пользу Калининградской области. Другой — основной акционер уступит свою долю за символическую плату, а все обязательства передаст новому владельцу.

«Впоследствии может снова пойти речь о продаже компании или присоединении ее к «Росавиа»,

— предполагает Хафизов. У «Росавиа» амбициозные планы по расширению воздушного парка, и руководство может счесть, что приобрести перевозчика, владеющего двумя десятками новых лайнеров Boeing, будет проще и дешевле, чем покупать отдельно самолеты. «В любом случае это вопрос не ближайших года-двух», — добавляет Хафизов.

Решение проблем «КД авиа» можно назвать неожиданностью.

После неоднократного заявления представителей властей о невозможности поддержать даже те предприятия, что вошли в список системообразующих, помощи авиаперевозчику никто не ждал.

Лизинговые задолженности компании достигли 500 млн рублей, что привело к аресту самолетов авиакомпании, а общий долг перед всеми кредиторами превысил 10 млрд рублей. Временно руководство авиаперевозчика достигло договоренности с лизингодателями о выплате части средств, что дало возможность возобновить полеты. Однако Росавиация поставила перевозчику последний срок до 15 апреля для того, чтобы договориться с банками о привлечении средств на погашение долгов. «Компания нарушила федеральные авиационные правила по перевозке пассажиров, приказ Минтранса № 82 (общие правила воздушных перевозок пассажиров. — Прим. ред.), — заявил глава Росавиации Геннадий Курзенков. — Если они не решат вопросы с банками до 15 числа, то сертификат может быть отозван».

О наличии проблем у компании было известно и раньше. 10 марта 2009 года генеральный директор компании Геннадий Болдырев направил телеграмму Курзенкову, в которой известил о планируемом прекращении полетов 11 марта. «Мы вынуждены остановить операционную деятельность», — сообщила «КД авиа». Тогда Губернатор Калининградской области подписал постановление о выделении гарантии по кредитам на 1,5 млрд рублей на три ближайших года. Для этого «КД авиа» обязалась отделить бизнес авиаперевозок от аэровокзального комплекса. В ходе реструктуризации долгов «КД авиа» основная долговая нагрузка должна быть перенесена на аэропорт. Как было заявлено губернатором ранее, помощь региона поступит лишь в том случае, если поддержку окажут федеральные власти, — помощь лишь одной стороны не смогла бы спасти ситуацию, по мнению Бооса.

Сейчас эксперты «Газеты.Ru» называют вложение в авиакомпании денег в обмен на пакет акций естественным. «Логично было бы вкладывать в перевозчиков деньги в обмен на контрольный пакет авиакомпаний», — считает аналитик «Брокеркредитсервиса» (БКС) Михаил Сайно. Несмотря на это,

пример «КД авиа» будет скорее исключением. «Обмен на контрольный пакет действительно наиболее логичен, но аналогичных случаев, очевидно, больше не будет»,

— констатирует Сайно. Косвенно об этом свидетельствует подписанное постановление, согласно которому в дальнейшем господдержку получат жизнеспособные перевозчики, берущие пассажиров разорившихся коллег. «Это будет поддержка всего рынка, а не отдельных пострадавших от кризиса компаний», — говорит аналитик БКС. Исключение для «КД авиа» было сделано лишь благодаря ее социальной роли связующего звена. Оперативно распределить весь поток пассажиров между летающими в этом регионе «Аэрофлотом», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Уральскими авиалиниями» и «ЮТэйр» не удалось бы. Остальным же региональным компаниям, которые могут попасть в столь же сложную финансовую ситуацию, судя по всему, позволят уйти с рынка.