Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

На бюджетном крыле

Калининградская область купит проблемного перевозчика за 4 млрд рублей

«КД авиа» получит от государства 4 млрд рублей. Компания выживет, но сменит собственника. По мнению экспертов, пример «КД авиа» исключителен. Правительство поддержит рынок авиаперевозок, а не конкретные компании. Остальным проблемным перевозчикам дадут возможность обанкротиться.

Калининградская авиакомпания «КД авиа» получит 4 млрд рублей государственной поддержки, сообщил губернатор Калининградской области Георгий Боос. Финансирование пойдет не напрямую компании, а по цепочке. «Из федерального бюджета средства перечислят калининградскому бюджету, и Калининградская область войдет этими деньгами в уставный капитал компании дополнительно к тем процентам акций, которые область имеет», — заявил Боос.

Губернатор уточнил, что сейчас Калининградская область является сособственником «КД авиа», располагая 9,5% акций.

На выделенные федеральным бюджетом деньги область может расширить свой пакет до более чем 90% акций компании.

«Компания стоит сейчас около $350–400 млн (1,2–1,3 млрд руб. — Прим. ред.), при долгах примерно в $300 млн», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. По мнению эксперта, при любом способе вхождения в уставный капитал доля других владельцев размоется до минимума.

«В Минэкономразвития РФ, ответственном за этот вопрос, идет выработка схемы поддержки», — передает «Интерфакс» слова топ-менеджера «КД авиа». Как пояснил «Газете.Ru» аналитик RMG Securities, возможны разные пути, один из вариантов — проведение допэмиссии в пользу Калининградской области. Другой — основной акционер уступит свою долю за символическую плату, а все обязательства передаст новому владельцу.

«Впоследствии может снова пойти речь о продаже компании или присоединении ее к «Росавиа»,

— предполагает Хафизов. У «Росавиа» амбициозные планы по расширению воздушного парка, и руководство может счесть, что приобрести перевозчика, владеющего двумя десятками новых лайнеров Boeing, будет проще и дешевле, чем покупать отдельно самолеты. «В любом случае это вопрос не ближайших года-двух», — добавляет Хафизов.

Решение проблем «КД авиа» можно назвать неожиданностью.

После неоднократного заявления представителей властей о невозможности поддержать даже те предприятия, что вошли в список системообразующих, помощи авиаперевозчику никто не ждал.

Лизинговые задолженности компании достигли 500 млн рублей, что привело к аресту самолетов авиакомпании, а общий долг перед всеми кредиторами превысил 10 млрд рублей. Временно руководство авиаперевозчика достигло договоренности с лизингодателями о выплате части средств, что дало возможность возобновить полеты. Однако Росавиация поставила перевозчику последний срок до 15 апреля для того, чтобы договориться с банками о привлечении средств на погашение долгов. «Компания нарушила федеральные авиационные правила по перевозке пассажиров, приказ Минтранса № 82 (общие правила воздушных перевозок пассажиров. — Прим. ред.), — заявил глава Росавиации Геннадий Курзенков. — Если они не решат вопросы с банками до 15 числа, то сертификат может быть отозван».

О наличии проблем у компании было известно и раньше. 10 марта 2009 года генеральный директор компании Геннадий Болдырев направил телеграмму Курзенкову, в которой известил о планируемом прекращении полетов 11 марта. «Мы вынуждены остановить операционную деятельность», — сообщила «КД авиа». Тогда Губернатор Калининградской области подписал постановление о выделении гарантии по кредитам на 1,5 млрд рублей на три ближайших года. Для этого «КД авиа» обязалась отделить бизнес авиаперевозок от аэровокзального комплекса. В ходе реструктуризации долгов «КД авиа» основная долговая нагрузка должна быть перенесена на аэропорт. Как было заявлено губернатором ранее, помощь региона поступит лишь в том случае, если поддержку окажут федеральные власти, — помощь лишь одной стороны не смогла бы спасти ситуацию, по мнению Бооса.

Сейчас эксперты «Газеты.Ru» называют вложение в авиакомпании денег в обмен на пакет акций естественным. «Логично было бы вкладывать в перевозчиков деньги в обмен на контрольный пакет авиакомпаний», — считает аналитик «Брокеркредитсервиса» (БКС) Михаил Сайно. Несмотря на это,

пример «КД авиа» будет скорее исключением. «Обмен на контрольный пакет действительно наиболее логичен, но аналогичных случаев, очевидно, больше не будет»,

— констатирует Сайно. Косвенно об этом свидетельствует подписанное постановление, согласно которому в дальнейшем господдержку получат жизнеспособные перевозчики, берущие пассажиров разорившихся коллег. «Это будет поддержка всего рынка, а не отдельных пострадавших от кризиса компаний», — говорит аналитик БКС. Исключение для «КД авиа» было сделано лишь благодаря ее социальной роли связующего звена. Оперативно распределить весь поток пассажиров между летающими в этом регионе «Аэрофлотом», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Уральскими авиалиниями» и «ЮТэйр» не удалось бы. Остальным же региональным компаниям, которые могут попасть в столь же сложную финансовую ситуацию, судя по всему, позволят уйти с рынка.

Новости и материалы
Полиция ФРГ ликвидировала человека с мачете в библиотеке
Кишечные микробы могут действовать как запасная печень, узнали ученые
Российские космонавты на МКС провели тренировку в скафандрах «Орлан»
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
Все новости