Слушать новости

Туристический пролет

Спад на рынке выездного туризма достиг 30%, компании вынуждены закрываться, зачастую «кидая» своих клиентов

,
Девальвация рубля и сокращение платежеспособного спроса россиян подкосило отечественный турбизнес. Спад на рынке выездного туризма достиг 30%, многие компании вынуждены закрываться, зачастую оставляя своих клиентов ни с чем. В этой ситуации гражданам стоит повысить бдительность.

В период новогодних праздников с 27 декабря по 12 января произошло падение чартерных перевозок на 21% по сравнению с тем же временем в прошлом году. В целом же в последние месяцы 2008 года спад на рынке выездного туризма в России составил 20–30%, подсчитало Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

«За октябрь — ноябрь — декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года более всего «пострадали» Египет и ОАЭ. Согласно опросу среди крупнейших операторов — членов АТОР (Ассоциация туроператоров России. — «Газета.Ru»), спад на этих направлениях составил 29–35%. Причем пик пришелся на ноябрь 2008 года», — сообщил руководитель Ростуризма Анатолий Ярочкин.

Среди дальних направлений в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд: по предварительным оценкам, россиян в эту страну съездило на 20% меньше, чем в прошлом году. Из европейских направлений больше всего пострадала Чехия, куда турпоток сократился на 20%.

В 2009 году, прогнозирует Ростуризм, количество россиян, посещающих зарубежные страны ради отдыха, снизится на 20–25%.

Туроператоры согласны с такими оценками. «Ситуация на рынке стабильно критическая. Спрос упал на 30%, и с декабря эта тенденция не менялась»,

— говорит заместитель генерального директора по туризму компании «Инна Тур» Станислав Пегушин. «Общий спрос действительно упал — в нашей компании примерно на 20%», — подтверждает замдиректора московского филиала компании «Нева» Светлана Дроздова.

Дальнейшее падение в отрасли, может быть, будут даже больше, чем оценивает Ростуризм. «В общем оно может составить до 30%. Прежде всего кризис ударит по массовым направлениям, а в клиентской области — по так называемому среднему классу. В этом сегменте падение может составить до 50%. Я полагаю, что

февраль — апрель станут нижними точками для туристического бизнеса»,

— предполагает вице-президент АТОР Алексей Крылов.

Основными причинами падения стали кризисные явления в российской экономике — удешевление рубля по отношению к доллару и евро, сокращение покупательской способности россиян, увольнения.

Часть представителей турбизнеса в этих условиях вынуждены сворачивать свою деятельность.

Еще летом, после банкротства «Детура», страховщик оператора компания РОСНО предупреждала, что несколько крупных туроператоров на российском рынке практически банкроты. Кризис усугубил ситуацию.

«Рентабельность туристических фирм до кризиса составляла 2%. У многих компаний бизнес строился на оборотных средствах и привлекаемых кредитах. И понятно, что выживает тот, кто надеется только на свои силы или имеет кристально чистую репутацию и ему в кризисное время легко привлечь кредит», — говорит участник рынка туристических услуг, пожелавший остаться неизвестным.

После новогодних праздников с российского туристического рынка исчезли компании «Дива тревел» и «Карья тур». Обе компании принадлежали одному владельцу и специализировались на поездках в Египет и Турцию. Ряды туроператоров покинули также «Пегасус», «Вояж-люкс» (оператор по Египту и Греции).

В середине января стало известно о финансовых проблемах у сети «Куда.Ru». В последнее время число ее офисов резко сокращалось, одновременно росли долги перед партнерами. Во вторник пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила, что в их организацию в последнее время поступают звонки от туристов, которые приобрели путевки в сети «Куда.Ru», но так и не смогли отправиться на отдых. «Факт аннуляции тура подтвердил туроператор «Натали-Турс», у которого сеть «Куда.Ru » приобрела восемь путевок, но оплата за них вовремя не была произведена. В результате четыре человека в конце прошлой недели не смогли уехать в Дубай и еще четыре человека 7 февраля, судя по всему, не уедут в Таиланд», — привела примеры Тюрина. Однако пока никаких жалоб в Ростуризм не поступало, говорит начальник правового отдела Изо Арахамия. «Мы следим за ситуацией, но никаких жалоб и заявлений от пострадавших туристов, туроператоров или турагентств к нам не поступало. А без официальных обращений мы не можем подключить правоохранительные органы», — рассказала она корреспонденту «Газеты.Ru».

«Куда.Ru» работал за счет больших оборотов — так был построен их бизнес. И осенний спад, конечно же, на них отразился. Им просто не хватило оборотных средств от туристов», — считает Пегушин.

«Куда.Ru», скорее всего, прекратит свое существование. Годы тратятся, чтобы построить бренд, а сломать его можно за одну минуту. Теперь за эту компанию никто не даст и $1. Ее никому и незачем спасать», — категоричен Крылов.

По-видимому, гражданам, решившим отдохнуть, стоит приготовиться к последующим банкротствам, а соответственно, и к рискам не получить заслуженного отдыха. Ситуация не улучшится в ближайшее время. Ситуация с «Куда.Ru» — это всего лишь эпизод, за ним последуют дальнейшие банкротства турфирм, предрекают эксперты. «Число турфирм в России может сократиться в среднем на 10%», — полагает Ярочкин.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть