Авиакомпании сэкономят на убытках

Авиаперевозчики потеряют $2,5 млрд

Reuters
Авиаперевозчикам финансовый кризис пойдет на пользу — они сэкономят благодаря снижению цен на нефть. Однако выживут только сильнейшие авиакомпании, которые уже начали скупать более мелких перевозчиков.

Убытки авиакомпаний по всему миру составят в 2009 году $2,5 млрд. По данным Associated Press, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) изменила свой прогноз под влиянием снижающихся цен на нефть. Предыдущий анализ ситуации с учетом глобального финансового кризиса и падения спроса на перевозки предполагал убытки в $4,1 млрд.

Эксперты делают оптимистичные прогнозы, основываясь на предположениях, что средняя цена нефти составит $60 за баррель. Однако делать сейчас такие прогнозы трудно. «Мы ожидаем среднюю цену в следующем году на уровне $70 за баррель», — говорит аналитик «Уралсиба» Михаил Занозин. Квартальные колебания он предсказать не берется, однако не исключает, что

в начале года может произойти небольшая коррекция нефтяных цен вниз, которая сменится отскоком.

Поэтому будущее авиакомпаний пока выглядит не очень простым. Несмотря на относительно позитивные ожидания, в IATA признают, что «хронический отраслевой кризис продолжится в следующем году». «Мы переживаем самую плохую динамику за последние 50 лет», — подчеркивает генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.

На конец текущего года ожидания еще более печальные. По прогнозу IATA,

совокупные убытки пассажирских авиаперевозок в 2008 году составят $5 млрд.

Ранее ассоциация ожидала до $6,1 млрд убытков до конца года. Основную долю потерь в 2008 году составят убытки американских авиакомпаний — $3,9 млрд. Европейские перевозчики недосчитаются около $100 млн, по полмиллиарда потеряют азиатские и другие компании. В этом году общемировой пассажиропоток вырос на 2%, но в следующем году IATA ожидает его падения на 3%. В России спад составит около 10%, предполагают в Минтрансе.

При этом американская индустрия пассажирских авиаперевозок, несмотря на высокие потери 2008 года, в грядущем году будет в наиболее выигрышном положении. Благодаря сознательному сокращению перевозок на 10% и другим антикризисным мерам, США в меньшей степени попали в зависимость от высоких топливных цен и малой загруженности воздушных судов.

В результате следующий год обещает американским авиаперевозчикам прибыль в $300 млн.

Правда, отмечается в отчете IATA, «прибыль в $300 млн составляет меньше 1% общего дохода этих компаний, так что год будет трудным для всех».

Причиной резкого увеличения потерь авиакомпаний стал резкий рост цен на авиатопливо, вызванный повышением нефтяных цен до $147,5 в середине года. Сначала пострадали американские компании, первыми попавшие под удар еще и финансового кризиса. Позже проблемы начались во всей мировой отрасли авиаперевозок.

В результате по всему миру обанкротились более 25 авиакомпаний.

Наиболее ярким примером в России стало банкротство крупного альянса региональных авиакомпаний AirUnion из-за огромных долгов поставщикам топлива. Рост топливных сборов и страх застрять на несколько суток в аэропорту вынудил часть пассажиров выбрать другой вид транспорта, что также ударило по перевозчикам.

Кризис ускорит процесс консолидации авиационной отрасли в ближайшие годы. Об этом говорил и глава российского Минтранса Игорь Левитин. Действительно, укрупнение перевозчиков началось несколько раньше, но теперь процесс значительно ускорился. Компании, ранее входившие в AirUnion («Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс»), было решено объединить с другими перевозчиками, чьи госпакеты передавались корпорации «Ростехнологии»: это ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», «Владивосток авиа», «Дальавиа». В итоге создается новый крупный игрок, в состав которого также должна войти авиакомпания правительства Москвы «Атлант-союз». Слияние в текущем году убыточных американских Delta AirLines и Northwest породило крупнейшего в мире перевозчика, в США процесс объединения начали и другие компании. В Европе активно покупают убыточных перевозчиков немецкая Lufthansa, франко-голландская Air France — KLM и британская British Airways.