Пенсионный советник

Ритейлеры готовятся продаваться в розницу

Кризис разорит мелкие торговые сети

Наталья Ищенко 25.09.2008, 20:30
ИТАР-ТАСС

Крупные ритейлеры скоро начнут скупать более мелких игроков, пострадавших от финансового кризиса. В то же время, долги девелоперов и потенциальное снижение потребительского спроса может помешать развитию даже крупных игроков розничного рынка.

Влияние мирового финансового кризиса сказалось на планах российских ритейлеров: крупные игроки готовятся покупать конкурентов, пострадавших от дефицита ликвидности. Первой о подобных планах заявила X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка»), представляя финансовую отчетность за первое полугодие 2008 года. «Сильные финансовые результаты первого полугодия 2008 года сделали X5 менее уязвимой к наблюдаемому сегодня кризису ликвидности», — сказал главный финансовый директор X5 Retail Group Евгений Корнилов.

При этом компания откажется от долгосрочных дорогих проектов.

«Мы откладываем долгосрочные дорогостоящие проекты, чтобы консолидировать доступные компании ресурсы и более выгодно использовать их в условиях ожидаемого снижения стоимости коммерческой недвижимости и строительства, а также неминуемого появления привлекательных возможностей для присоединения ритейлеров, испытывающих финансовые трудности», — заявил Корнилов.

Все это подтверждает, что российская розничная торговля по-прежнему остается привлекательной для инвесторов, считают эксперты. Кроме того, в нынешней ситуации для крупных ритейлеров открылись новые возможности. «X5, как один из лидеров этого рынка, имеющий доступ к международному капиталу, оказался в более выгодном положении. Как и «Магнит» и «Седьмой континент»: эти игроки рынка имеют возможность купить небольшие региональные сети с дисконтом», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Крупные российские розничные сети пока не ощущают трудностей в текущей деятельности. «От финансового кризиса мы не пострадали, так как у нашей компании большой запас прочности и надежные партнеры. Пока проблем нет, и, уверен, не будет. Мы крупная федеральная сеть, а негативное влияние кризиса сейчас ощутимо только для средних и маленьких региональных сетей (10-15 магазинов)», — говорит руководитель отдела PR ГК «Дикси» Ярослав Греков. «Пересмотра или коррекции по инвестициям не будет. Мы не отклонимся от намеченной стратегии развития», — сказала пресс-секретарь «Седьмого континента » Влада Баранова.

Финансовый кризис пока серьезно не повлиял на благосостояние российского среднего класса, поэтому объем продаж розничных сетей остается прежним.

«События на мировом и российских финансовых рынках на данный момент не отражаются на розничных сетях. Объемы продаж растут запланированными темпами, уровень продаж в кредит в нашей сети стабильный (27% от оборота) и за последние месяцы и недели не менялся», — говорит PR-менеджер компании «Эльдорадо» Надежда Михеева. «Снижения спроса нет, так как рядовой покупатель пока не почувствовал на себе кризиса: не было ни задержек по зарплате, ни сокращения потребкредитования. Поэтому пока мы не видим предпосылок для сокращения спроса», — говорит директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. «Наши планы остаются без изменений до конца года», — заявил и генеральный директор компании «Белый Ветер Цифровой» Илья Тимченко.

В более отдаленной перспективе эксперты все же ждут снижения спроса, однако когда именно это произойдет, никто прогнозировать не берется. «Главный вопрос, на который необходимо ответить, насколько серьезно и быстро кризисная ситуация в финансовом секторе повлияет на поведение потребителей. Пока влияние несильное, но ситуация может измениться в новом году. Это, конечно, отразится на всех игроках рынка», — считает Илья Тимченко.

Сложности у крупных игроков розничной торговли могут возникнуть из-за проблем в другом секторе, от которого зависят ритейлеры: девелоперы уже пострадали от высоких ставок по кредитам и дефицита средств и вынуждены менять свои планы. «Сейчас сложилась такая ситуация, что девелоперы из-за своих трудностей с финансированием вынуждены отодвигать завершение проектов и начало новых примерно на год, в частности, открытие торговых центров. Это, конечно, скажется на планах ритейлеров по развитию», — говорит Надежда Сенюк. Впрочем, в краткосрочной перспективе ритейлеры проблем не ждут: «Мы планируем сохранить темпы развития «Техносилы», — отметила Сенюк. «По объектам, где должны появиться наши магазины, пока заминок не ожидается», — говорят и в «Эльдорадо».

«В целом, на таком негативном фоне, а также с учетом растущей инфляции, мы ожидаем общего замедления темпов роста российского розничного рынка, в том числе и за счет снижения спроса, — подытоживает Максим Клягин из «Финам Менеджмента». — При этом мы склонны полагать, что у лидеров отрасли есть достаточный «запас финансовой прочности», в том числе, доступ к международным рынкам капитала и довольно высокий уровень «доверия» со стороны инвестсообщества, кроме того, большое количество других инструментов, например, ускорение товарооборота, отсрочка платежей поставщикам и т.п.».

В то же время ряд компаний уже столкнулся с долговыми проблемами:

дефолт объявили холдинг «Марта», агрохолдинг «Держава» и «Миннеско Новосибирск»; с техдефолтом столкнулись «Арбат-Престиж» и «Готэк».

«Весьма некомфортно в ближайшем будущем будут чувствовать себя и небольшие компании второго-третьего эшелона российского ритейла, - говорит Клягин, - В основном это относительно мелкие по масштабам бизнеса локальные игроки. Именно они, на наш взгляд, являются реальными претендентами на продажу бизнеса». «Последствия кризиса для компаний будут заметны позже: компании, не сумевшие сохранить стабильный доходный бизнес, к весне придут в тупик и будут вынуждены продаваться по минимальной цене, причем, на продажу могут быть выставлены и большие компании», — предполагает Сенюк.

В то же время, она отмечает, что это коснется, в основном, продуктового ритейла: «Приобретать кого-то из игроков на рынке бытовой техники и электроники мы не собираемся: региональные сетки имеют, как правило, неформатные магазины, это особенности этого рынка». «Покупка региональных игроков в новых условиях возможна в ситуации выполнения следующих условий: совпадение продуктовых матриц, хорошее расположение магазинов, совпадение форматов, отсутствие каких-либо налоговых рисков и реалистичная оценка стоимости. В нашем представлении, региональных сетей, соответствующих данным критериям, сегодня нет», — считает гендиректор «Белого Ветра» Илья Тимченко. «Эльдорадо» также говорит, что пока планов покупки региональных сетей нет.