Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ритейлеры готовятся продаваться в розницу

Кризис разорит мелкие торговые сети

Крупные ритейлеры скоро начнут скупать более мелких игроков, пострадавших от финансового кризиса. В то же время, долги девелоперов и потенциальное снижение потребительского спроса может помешать развитию даже крупных игроков розничного рынка.

Влияние мирового финансового кризиса сказалось на планах российских ритейлеров: крупные игроки готовятся покупать конкурентов, пострадавших от дефицита ликвидности. Первой о подобных планах заявила X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка»), представляя финансовую отчетность за первое полугодие 2008 года. «Сильные финансовые результаты первого полугодия 2008 года сделали X5 менее уязвимой к наблюдаемому сегодня кризису ликвидности», — сказал главный финансовый директор X5 Retail Group Евгений Корнилов.

При этом компания откажется от долгосрочных дорогих проектов.

«Мы откладываем долгосрочные дорогостоящие проекты, чтобы консолидировать доступные компании ресурсы и более выгодно использовать их в условиях ожидаемого снижения стоимости коммерческой недвижимости и строительства, а также неминуемого появления привлекательных возможностей для присоединения ритейлеров, испытывающих финансовые трудности», — заявил Корнилов.

Все это подтверждает, что российская розничная торговля по-прежнему остается привлекательной для инвесторов, считают эксперты. Кроме того, в нынешней ситуации для крупных ритейлеров открылись новые возможности. «X5, как один из лидеров этого рынка, имеющий доступ к международному капиталу, оказался в более выгодном положении. Как и «Магнит» и «Седьмой континент»: эти игроки рынка имеют возможность купить небольшие региональные сети с дисконтом», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Крупные российские розничные сети пока не ощущают трудностей в текущей деятельности. «От финансового кризиса мы не пострадали, так как у нашей компании большой запас прочности и надежные партнеры. Пока проблем нет, и, уверен, не будет. Мы крупная федеральная сеть, а негативное влияние кризиса сейчас ощутимо только для средних и маленьких региональных сетей (10-15 магазинов)», — говорит руководитель отдела PR ГК «Дикси» Ярослав Греков. «Пересмотра или коррекции по инвестициям не будет. Мы не отклонимся от намеченной стратегии развития», — сказала пресс-секретарь «Седьмого континента » Влада Баранова.

Финансовый кризис пока серьезно не повлиял на благосостояние российского среднего класса, поэтому объем продаж розничных сетей остается прежним.

«События на мировом и российских финансовых рынках на данный момент не отражаются на розничных сетях. Объемы продаж растут запланированными темпами, уровень продаж в кредит в нашей сети стабильный (27% от оборота) и за последние месяцы и недели не менялся», — говорит PR-менеджер компании «Эльдорадо» Надежда Михеева. «Снижения спроса нет, так как рядовой покупатель пока не почувствовал на себе кризиса: не было ни задержек по зарплате, ни сокращения потребкредитования. Поэтому пока мы не видим предпосылок для сокращения спроса», — говорит директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. «Наши планы остаются без изменений до конца года», — заявил и генеральный директор компании «Белый Ветер Цифровой» Илья Тимченко.

В более отдаленной перспективе эксперты все же ждут снижения спроса, однако когда именно это произойдет, никто прогнозировать не берется. «Главный вопрос, на который необходимо ответить, насколько серьезно и быстро кризисная ситуация в финансовом секторе повлияет на поведение потребителей. Пока влияние несильное, но ситуация может измениться в новом году. Это, конечно, отразится на всех игроках рынка», — считает Илья Тимченко.

Сложности у крупных игроков розничной торговли могут возникнуть из-за проблем в другом секторе, от которого зависят ритейлеры: девелоперы уже пострадали от высоких ставок по кредитам и дефицита средств и вынуждены менять свои планы. «Сейчас сложилась такая ситуация, что девелоперы из-за своих трудностей с финансированием вынуждены отодвигать завершение проектов и начало новых примерно на год, в частности, открытие торговых центров. Это, конечно, скажется на планах ритейлеров по развитию», — говорит Надежда Сенюк. Впрочем, в краткосрочной перспективе ритейлеры проблем не ждут: «Мы планируем сохранить темпы развития «Техносилы», — отметила Сенюк. «По объектам, где должны появиться наши магазины, пока заминок не ожидается», — говорят и в «Эльдорадо».

«В целом, на таком негативном фоне, а также с учетом растущей инфляции, мы ожидаем общего замедления темпов роста российского розничного рынка, в том числе и за счет снижения спроса, — подытоживает Максим Клягин из «Финам Менеджмента». — При этом мы склонны полагать, что у лидеров отрасли есть достаточный «запас финансовой прочности», в том числе, доступ к международным рынкам капитала и довольно высокий уровень «доверия» со стороны инвестсообщества, кроме того, большое количество других инструментов, например, ускорение товарооборота, отсрочка платежей поставщикам и т.п.».

В то же время ряд компаний уже столкнулся с долговыми проблемами:

дефолт объявили холдинг «Марта», агрохолдинг «Держава» и «Миннеско Новосибирск»; с техдефолтом столкнулись «Арбат-Престиж» и «Готэк».

«Весьма некомфортно в ближайшем будущем будут чувствовать себя и небольшие компании второго-третьего эшелона российского ритейла, - говорит Клягин, - В основном это относительно мелкие по масштабам бизнеса локальные игроки. Именно они, на наш взгляд, являются реальными претендентами на продажу бизнеса». «Последствия кризиса для компаний будут заметны позже: компании, не сумевшие сохранить стабильный доходный бизнес, к весне придут в тупик и будут вынуждены продаваться по минимальной цене, причем, на продажу могут быть выставлены и большие компании», — предполагает Сенюк.

В то же время, она отмечает, что это коснется, в основном, продуктового ритейла: «Приобретать кого-то из игроков на рынке бытовой техники и электроники мы не собираемся: региональные сетки имеют, как правило, неформатные магазины, это особенности этого рынка». «Покупка региональных игроков в новых условиях возможна в ситуации выполнения следующих условий: совпадение продуктовых матриц, хорошее расположение магазинов, совпадение форматов, отсутствие каких-либо налоговых рисков и реалистичная оценка стоимости. В нашем представлении, региональных сетей, соответствующих данным критериям, сегодня нет», — считает гендиректор «Белого Ветра» Илья Тимченко. «Эльдорадо» также говорит, что пока планов покупки региональных сетей нет.

Новости и материалы
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Все новости