Социальные сети продолжают искать способы увеличения своей прибыли. Недавно в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» появились новые платные сервисы: теперь пользователи «Одноклассников» смогут удалять не понравившиеся им оценки своих фотографий, а пользователи «ВКонтакте» — дарить друг другу подарки.
Для того чтобы пользователю «Одноклассников» получить возможность удалять негативные оценки выложенных им фотографий, нужно будет заплатить 100-140 руб. в месяц в зависимости от сотового оператора (платеж осуществляется через SMS).
Это уже второй платный сервис на сайте.
В начале августа 2008 года руководство «Одноклассников» запустило услугу «невидимка», которая позволяет просматривать чужие страницы, «не оставляя следов».
Совладелец «Одноклассников» Альберт Попков рассказал «Газете.Ru», что в результате введения платных сервисов существует опасность оттока клиентов, но «Одноклассники» — это коммерческий проект, он должен окупаться и приносить прибыль.
Чтобы сохранить лояльность пользователей, плата будет взиматься только за дополнительные услуги, но количество платных сервисов будет расти.
«Мы считаем нецелесообразным действовать по примеру classmates.com, где взимается ежемесячная абонентская плата за отправку сообщений», — сообщил Попков.
По его оценкам, всего в «Одноклассниках» зарегистрировано 24 млн аккаунтов, при этом ежедневно сетью пользуются 5 млн человек. Сколько из них воспользуются услугой «удалить оценку», Попков говорить не стал, но отметил, что аудитория данного сервиса ограничена.
30 августа первый платный сервис появился и в социальной сети «ВКонтакте». Услуга «подарок» позволяет отправить другому пользователю поздравительную открытку с забавной картинкой. Для это необходимо приобрести три или пять «голосов» (у разных картинок стоимость разная) по SMS: для абонентов российских сотовых сетей цена 3 голосов составляет 29 руб., 10 голосов — 85 руб. Пресс-служба «ВКонтакте» для комментариев оказалась недоступна.
Эксперты рынка считают, что эти нововведения социальных сетей выглядят удачными. По словам бывшего директора SUP по блогам Антона Носика, ожидать оттока пользователей не стоит: вводимые сервисы не нарушают права пользователей. «Дополнительные платные сервисы выбраны социальными сетями очень точно в зависимости от типа аудитории», — отмечает президент ассоциации «Интернет и бизнес» Алексей Беляев.
«Неясно, приживутся ли «ВКонтакте» подарки», — отмечает Носик. По его словам, фонд виртуальных подарков на сумму в $1 млн, который предоставила своим пользователям бесплатно администрация русскоязычного «Живого Журнала» (ЖЖ) в июне 2007 года, остался частично неизрасходованным. «Число людей, которые могут воспользоваться подарками «ВКонтакте», сопоставимо с числом использующих «невидимку» в «Одноклассниках», — считает Беляев.