Розничные компании для привлечения новых клиентов на очень конкурентом рынке пытаются предлагать не свойственные им услуги. Например, сотовый ритейлер «Связной» и страховая компания «Росгосстрах» заявили, что заключили партнерское соглашение по страхованию цифровой техники. Теперь, покупая в салонах «Связного» цифровые камеры и мобильные телефоны, пользователи смогут застраховать их на случай кражи, грабежа, разбоя, порчи имущества, затопления или пожара. «Росгосстрах» начал страховать цифровую технику через «Связной» в тестовом режиме еще месяц назад, сейчас его предложения доступны во всех салонах сети. Следует отметить, что в марте 2008 года страховки «Росгосстраха» появились в салонах связи «Эльдорадо», а в апреле — в «Техносиле».
Руководитель департамента по работе с федеральными партнерами, со страховыми и нестраховыми посредниками «Росгосстраха» Дамир Аксянов рассказал «Газете.Ru», что проект уже прошел пилотный этап и выявил высокий спрос на данный вид услуг. «Мы застраховали уже несколько десятков тысяч клиентов», — сообщил Аксянов.
Аналогичный, правда, пока еще тестовый, проект существует у «Вымпелкома»: трубку можно застраховать от случайного повреждения (программа «Базовая»), от кражи или повреждения в результате грабежа или разбоя («Стандартная»), а также вдобавок от повреждений жидкостью («Комплексная»). Пока услуга предоставляется только в Москве и Московской области. В пресс-службе компании «Газете.Ru» сообщили, цель проекта – изучить востребованность услуги и отработать упрощенный механизм страхования.
Компании не страхуют утерю телефона из-за того, что это сложно доказать.
Рассматривают возможность страхования сотовых телефонов и в сети Dixis. «На наш взгляд, подобная услуга может быть востребована среди покупателей, особенно когда приобретается дорогостоящая техника или покупка совершается в кредит», — рассказала пресс-секретарь компании Надежда Захарова.
Следует отметить, что в 2002-2005 годах ряд страховых компаний уже пытались заниматься страхованием мобильных аппаратов, например РОСНО, «Группа Ренессанс Страхование» и «УралСиб» (совместно с ритейлерской сетью «Беталинк»). Но все эти программы были свернуты, так как не приносили прибыли. В пресс-службе РОСНО «Газете.Ru» подтвердили, что
по-прежнему считают экономически нецелесообразным страховать мобильные телефоны.
С этим соггласны в МТС — компания не собирается страховать телефоны. В пресс-службе «Мегафон-Москва» не исключают появление такой услуги в будущем, но считают, что сейчас об этом говорить преждевременно.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что «Росгосстраху» не удастся заработать на мобильных телефонах. «При огромном количестве краж цифровой техники заниматься страхованием здесь невыгодно, эта ситуация характерна не только для России, но и для развитых стран», — говорит эксперт.
Только в одной Москве зафиксированных случаев в 2007 году было более 30 тысяч. По словам начальника столичного ГУВД Владимира Пронина, раскрываются из них лишь 12%. По России в 2006 году было зарегистрировано около 600 тысяч краж сотовых телефонов. Понятно, что случаев краж еще больше, поскольку далеко не каждый потерпевший обращается в милицию.
Ситуацию осложняет и то, что никто не мешает владельцу трубки соврать о краже и написать соответствующее заявление, чтобы получить страховку, добавляет Муртазин. Тем не менее, в «Росгосстрахе» не теряют оптимизма, а в борьбе с фальшивыми заявками рассчитывают на усилия милиции и собственные механизмы выявления недобросовестных клиентов. Аксянов подчеркивает, что в любом случае «Росгосстрах» будет стремиться поддержать репутацию надежной и добросовестной компании в глазах клиентов.
Однако в компании понимают, что достижение этой цели будет зависеть от реализации процедуры получения страховых выплат. «Для возврата денег необходимо постановление из милиции о возбуждении уголовного дела. Потом в течение двух месяцев проводится предварительное расследование, если за этот срок телефон не будет найден, страховая компания выплатит компенсацию, что является стандартной практикой в подобных страховых случаях», — рассказал Аксянов.
Эксперты считают, что именно от оптимизации процесса выдачи компенсации будет зависеть само существование такой услуги на рынке. Например, Муртазин из MRG отмечает, что ранее получение причитающихся выплат по мобильным телефонам было связано с получением большого количества справок: «Никому не удавалось получить денежное возмещение без бюрократических проблем».