Пенсионный советник

«Детур» отправил туристов подальше

Пострадавших от банкротства «Детура» становится все больше

Наталья Ищенко 23.07.2008, 19:28

Требования компенсаций туристов, пострадавших от банкротства «Детура», уже почти вдвое превысили страховое покрытие турфирмы. По закону страховщик прекратит выплаты компенсаций, как только лимит в 10 млн рублей будет исчерпан. Остальным гражданам придется долго судиться с самой турфирмой.

Страховщик РОСНО, обеспокоенный, что лимит страхового покрытия «Детура» почти в два раза меньше убытков пострадавших туристов, обратился в Федеральную службу страхового надзора (ФССН). Служба провела специальное совещание с компанией РОСНО, которая заявила, что «не все пострадавшие смогут компенсировать свои убытки за счет финансового обеспечения — договора страхования гражданской ответственности туроператора».

Действительно, лимит страхового покрытия по договору страхования ответственности «Детура» составляет, в соответствии с российскими законами, 10 млн рублей. В среду выяснилось, что

в РОСНО лежат заявления от пострадавших туристов на более чем 18 млн рублей.

Судя по всему, эта сумма будет увеличиваться. «Обращения туристов продолжают ежедневно поступать на специально открытую страховщиком «Горячую линию» и носят массовый характер», — отмечает страховщик. Сейчас РОСНО продолжает прием документов от пострадавших туристов для решения вопроса о страховой выплате. «Согласно закону мы обязаны рассмотреть заявление и произвести выплату в течение 30 дней с момента предоставления заявителем всех необходимых документов», — говорит пресс-секретарь РОСНО Елена Акимкина.

Однако полагающуюся по закону компенсацию от страховщика смогут получить лишь те туристы, которым больше повезет. «Мы не имеем права компенсировать убытки туристов сверх страховой суммы, предусмотренной договором страхования, это невозможно в силу прямого запрета закона, — подчеркивает Акимкина и напоминает. – Лимит ответственности РОСНО по договору составляет 10 млн рублей. Уже сегодня объем заявленных пострадавшими убытков составляет около 18 млн рублей». После исчерпания финансовой гарантии туристы должны будут обращаться за возмещением ущерба непосредственно в компанию «Детур», говорит пресс-секретарь РОСНО. К такому же выводу пришла и ФССН по итогам совещания с РОСНО – «неизбежны обращения большинства туристов с исками в суд о взыскании с компании «Детур» причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда».

Поэтому у тех туристов, которые не смогут получить от РОСНО денежную компенсацию за сорванный отдых, остается один вариант – обращаться в «Детур» и судиться с ним, подтверждает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, отмечая, что

виноваты в сложившейся ситуации недоработки в Законе «О туризме».

Напомним, один из вариантов решения проблемы чуть меньше месяца назад озвучивал начальник правового управления Ростуризма Евгений Писаревский. Тогда Писаревский обещал, что все туристы, пострадавшие от банкротства туроператора «Детур», получат компенсацию. Писаревский ссылался на то, что путевки «Детура» перепродавали другие туроператоры, у которых, в свою очередь, также есть необходимое по закону финансовое обеспечение, «страховые или банковские гарантии других туркомпаний».

Однако до сих пор неизвестно, какие именно фирмы перепродавали путевки «Детура» в Турцию.

Скандальное банкротство одного из крупных туроператоров привлекло к этому рынку внимание ведомств, ранее не занимавшихся туризмом. Так, в среду стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверит турфирмы в нескольких российских регионах. «ФАС уже сейчас проверяет одну столичную туркомпанию, предлагающую очень высокие цены на туры в наиболее популярные у россиян страны. Мы также направили запрос в Росавиацию о чартерных рейсах в нынешнем году в Египет, Турцию и Черногорию, чтобы понять объемы перевозок», — сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, передает «Интерфакс». Антимонопольщикам показались подозрительными очень высокие цены на путевки. «ФАС должен выяснить, либо повышение цен происходит преимущественно
из-за авиакомпаний, то есть в основном из-за роста цен на топливо, либо в этом частично виноваты сами туркомпании», — добавил Нижегородцев.

На то, что банкротство «Детура» ускорит усовершенствование российского законодательства о туризме, надеются и эксперты туристического рынка. «Финансовые гарантии страховщиков не должны быть одинаковыми для всех. Мы неоднократно говорили о том, что размер финансовых гарантий должен быть повышен для крупных туроператоров, к каким и относится «Детур», — считает Ирина Тюрина.