Пенсионный советник

Телеканалы лопаются от прибыли

Дорогая реклама позволила телеканалам хорошо заработать

Виктория Буравченко 17.07.2008, 10:43

Федеральные телеканалы благодаря подорожанию рекламы продемонстрировали в прошлом году заметную динамику роста. Однако эксперты считают, что прибыль могла быть еще больше, если бы они не занимались политикой.

По последним данным, в 2007 году ОАО «Первый канал» вновь значительно опередило ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) по размеру чистой прибыли, но сохранил отставание по доходам, сообщает агентство «Интерфакс».

Согласно данным системы СПАРК, чистая прибыль «Первого канала» увеличилась почти на 70% — до 3,12 млрд рублей. ВГТРК показал еще более высокую динамику роста чистой прибыли, которая увеличилась более чем в 3 раза и составила 1,35 млрд рублей. Выручка «Первого канала» в прошлом году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 25,7%, до 20,76 млрд рублей. Доходы его основного конкурента выросли на 24% и составили 22,23 млрд рублей.

Таким образом, ВГТРК впервые за несколько лет превзошла «Первый канал» по размеру выручки.

Другой крупнейший игрок российского телевизионного рынка – ОАО «Телекомпания НТВ» – также показал хорошие результаты роста. Выручка телекомпании составила 13,76 млрд рублей, что на 27% выше уровня 2006 года. Чистая прибыль НТВ увеличилась на 20%, до 2,96 млрд рублей.

По мнению экспертов, динамика роста доходов телеканалов примерно одинаковая.

Значительное улучшение их показателей они связывают в основном с ростом цен на телерекламу в связи с введением новых поправок в закон «О рекламе».

«Поднялись цены на рекламу, выросли и доходы телеканалов, здесь есть некоторая закономерность», – объясняет аналитик медиасектора ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. Скорее всего, на «Первом канале» доходы от рекламы значительно больше, чем на других каналах, отмечают аналитики. Ведь доля аудитории, согласно данным TNS Gallup Media, у «Первого канала» самая высокая. «Первый канал» все-таки больше инвестирует в разработку контента, чем ВГТРК. Канал «Россия» является более консервативным, а «Первый» старается разрабатывать новаторские проекты. Поэтому и реклама, например, в прайм-тайм на «Первом» будет несколько дороже», – считает аналитик УК «Финнам Менеджмент» Максим Клягин.

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что «Первый канал» отстает по показателям выручки, прежде всего потому, что масштаб бизнеса у него несколько меньше, чем у ВГТРК. По их мнению, в показателях ВГТРК консолидируются доходы различных медиаподразделений, входящих в структуру холдинга, а именно – телеканалов «Россия», «Спорт» и «Культура», а также радиокомпаний «Маяк» и «Радио России». «ВГТРК, судя по всему, вынуждена дотировать целый ряд проектов и дочерних компаний, которые не приносят прибыли. Данный фактор негативно отражается на показателях рентабельности компании, хотя уже очевидна тенденция к улучшению – по темпам роста чистой прибыли», – отмечает Клягин.

Однако показатели «главных» телеканалов страны могли быть значительно выше, уверены аналитики, если бы они не занимались политикой. «Государственные каналы фокусируются на удержании электората, в то время как деятельность коммерческих каналов направлена на максимизацию доходов», – отмечает старший аналитик Альфа–банка по телекоммуникационному сектору Иван Шувалов. При этом увеличение доходов «Первого канала» и ВГТРК он связывает в том числе и с их государственным финансированием.