Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Мир разглядел российскую розницу

X5 и «Евросеть» попали в список крупнейших мировых розничных компаний

Наталья Ищенко 14.01.2008, 19:59

X5 и «Евросеть» попали в список крупнейших мировых розничных компаний. Первый подобный успех для российских компаний поможет ритейлу привлечь инвесторов. В 2007 году в Top-250, возможно, попадут «Эльдорадо» и «Магнит».

По данным доклада Global Powers of Retail, подготовленного Deloitte, X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка») заняла в рейтинге 191-е место, а «Евросеть» — 229-е. Впервые в Top-250 мировых ритейлеров попали и четыре китайские компании. Так, китайская розничная сеть Bailian Group заняла 101-е место, Suning Appliance Co — 216-е, GOME Electrical Appliances Holding Limited — 218-е, а Dalian Dashang Group заняла 224-е место.

Deloitte

Deloitte — международная аудиторская компания. Наряду с PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG входит в «большую четвёрку» аудиторских компаний. Deloitte является одной из крупнейших фирм, оказывающих консалтинговые услуги ведущим компаниям мира.

Американская розничная сеть Wal-Mart по-прежнему осталась крупнейшим мировым розничным продавцом и увеличила свой отрыв от конкурента, французской сети Carrefour, занявшей второе место. Третье место заняла американская сеть Home Depot, на четвертое место вышла британская компания Tesco, опередившая немецкую сеть Metro, которая оказалась на пятом месте.

Таким образом, в 2006 году впервые с 2003 года поменялась пятерка мировых лидеров розничной торговли.

Общие продажи 250 лидеров возросли до $3,25 трлн по итогам 2006 года, что на 8% больше, чем в 2005 году. Чистый доход лидеров розничной торговли вырос на 3,6 % против 3,5% в 2005 году.

«Сейчас наступило отличное время для ритейла», — говорит Айра Калиш из Deloitte Research, отмечая признаки консолидации и модернизации на развивающихся рынках. «Традиционно на таких рынках, как российский и китайский, доминировали иностранные ритейлеры. Стратегия, позволившая укрепиться новым компаниям, говорит о взрослении бизнеса в странах с развивающимися рынками», — считает эксперт. Также Калиш выразила надежду, что развивающиеся рынки продолжат свой рост в следующие годы.

Такие же надежды и у российских компаний, попавших в рейтинг Deloitte. «Тот факт, что российские розничные компании начинают появляться в международных рейтингах, свидетельствует о бурном росте российской экономики в целом, и российской розницы и основных ее игроков. Уверен, что экспансия российских компаний будет продолжаться и уже в следующем году в рейтинге будут представлены еще несколько лидеров российской розницы», — говорит президент компании «Евросеть» Алексей Чуйкин.

Позитивно оценивают появление российских ритейлеров среди мировых лидеров и российские эксперты. «Это очевидный индикатор того, что российский рынок, с одной стороны, уже достаточно велик, что позволяет работающим на нем компаниям входить в число мировых лидеров, с другой — он становится более консолидированным. Крупные игроки имеют больше возможностей для развития, в частности, за счет более эффективного привлечения капитала», — считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.

Пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков отмечает, что его компания хочет развиваться не только как продавец электроники. «Мы планируем в первом полугодии 2008 года решить с выходом нашей компании на индийский рынок, разрабатываем проект банковских услуг населению», — говорит Манджиков.

X5 Retail Group также активно расширяет сеть магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». На 30 сентября 2007 года число франчайзинговых магазинов под управлением X5 на территории России и Казахстана составляло 627. 14 декабря 2007 года X5 купила 100% бизнеса и активов сети магазинов «Страна Геркулесия», работающих в Москве, Московской и Тверской областях.

Попадание в ТOP-2590 положительно скажется на деятельности обеих российских компаний. «И «Евросеть», и Х5 вполне могут усилить свои позиции, хотя бы в силу того, что они работают на одном из наиболее динамичных рынков в мире. Для «Евросети» свою роль также сыграет экспансия в СНГ, расширение ассортимента», — полагает Фильченков.

В целом у продуктового ритейла больше потенциала для развития, чем у рынка электроники.

Поэтому можно ожидать, что по итогам 2007 года в рейтинге Deloitte появятся и другие крупные российские продуктовые ритейлеры.

«Возможно, в рейтинг попадет сеть «Магнит», — предполагает Манджиков. С ним соглашается и Фильченков, добавляя, что в ТОР-250 по итогам 2007 года может попасть также и «Эльдорадо».

В любом случае, попадание в список крупнейших мировых ритейлеров — плюс для обеих российских компаний перед инвесторами. «Для Х5 попадание в список глобальных лидеров будет положительно воспринято инвесторами, привлечет их внимание к бумагам компании, — считает Сергей Фильченков. — Для «Евросети», которая намерена провести IPO, новый статус также даст дополнительный аргумент в пользу инвестиционной привлекательности ее акции».