Подписанное в понедельник распоряжение Владимира Путина дает возможность итальянской компании Alenia Aeronautica стать владельцем блокпакета «Гражданских самолетов Сухого» после окончательного юридического оформления сделки, запланированного на март 2008 года. «Мы ждали указа, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании «Сухой», — он является основанием для завершения оформления сделки».
Официально стоимость пакета пока не афишируется, но ориентировочная цифра называлась в 2007 году — $250 млн.
Согласно распоряжению, покупку может осуществить Alenia Aeronautica либо ее дочерняя организация, в уставном капитале которой Alenia имеет более 50%. Допускается также «вхождение в органы управления ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» иностранных граждан при условии, что их число не превысит одной четверти состава соответствующего органа управления указанного акционерного общества», говорится в распоряжении. При этом обязательным условием является сохранение руководителем ГСС гражданина Российской Федерации.
Будущая покупка стала возможной благодаря проекту SuperJet, в развитии которого итальянцы активно участвуют. В частности, итальянская и российская компании сотрудничают в продвижении регионального самолета SuperJet-100. Например, летом 2007 года было создано совместное предприятие, которое будет заниматься продажей Sukhoi SuperJet-100 на развитых рынках и отвечать за послепродажное обслуживание самолетов по всему миру. «В связи с этим принято решение о предоставлении итальянской компании Alenia Aeronautica возможности приобрести блокирующий пакет акций ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», — цитирует «Интерфакс» источник в правительстве. По его словам, «это серьезный шаг в развитии кооперации российского самолетостроения с крупнейшими западными корпорациями в этой отрасли». Организация СП оговаривалась в меморандуме о взаимопонимании по развитию отношений в рамках проекта SuperJet, там же отражено и намерение Alenia приобрести крупный пакет акций ГСС, а также план по финансированию программы создания SuperJet в объеме не менее 25% от бизнес-плана.
То есть Alenia будет финансировать программу в размере собственной доли в уставном капитале.
Продажа блокпакета — это высокая цена для российского авиапрома, который всегда был достаточно закрытой отраслью и курировался государством, — комментирует аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа. Это подчеркивает, насколько серьезные ожидания связываются с продвижением SuperJet. Изначально самолет был ориентирован на насыщение внутреннего рынка, однако позже возникла идея вывода его на внешний рынок. «Проникнуть туда без посредничества сложно, — говорит Кипа. — Поэтому было решено продать итальянцам блокпакет для эффективного продвижения лайнера на европейских рынках».
Нынешнее разрешение можно пока считать исключительным. Согласно российскому законодательству, иностранные компании могут приобретать не более 25% минус одна акция в российских предприятиях стратегических отраслей.
Конкретно для авиастроения в конце 2006 года было сделано исключение: именно благодаря планам Alenia решено позволять более серьезные сделки, но только после одобрения главы государства.
Впрочем, и для других потенциальных инвесторов ограничения могут стать менее жесткими: уже разработан новый проект закона, регулирующего участие иностранных инвесторов в стратегических отраслях экономики. Законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении, второе и третье назначены на март 2008 года.