Уже после ухода депутатов на каникулы, в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий значительное увеличение штрафов для авиаперевозчиков, виновных в задержке вылета рейса или доставки багажа. Проект предлагает привести в соответствие Воздушный кодекс и закон «О защите прав потребителей». В случае принятия поправок виновный в проволочках перевозчик выплатит «штраф в размере 3% от провозной платы за каждый час просрочки, но не более, чем в размере платы за перелет, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика», говорится в законопроекте.
По действующему законодательству перевозчик обязан выплатить пассажирам 25% МРОТ (Минимальный размер оплаты труда) за каждый час просрочки, но не более 50% от цены билета, в том случае, если не будет доказано, что опоздание произошло по независящим от авиакомпании причинам. Как объяснил «Газете.Ru» Петр Шелищ (бывший депутат Госдумы от «Единой России», сейчас – член Общественной палаты РФ), внесший законопроект в Госдуму, это противоречит более жестким условиям закона «О защите прав потребителей». В законе прописана ответственность исполнителя в размере 3% от стоимости любой услуги за каждый час просрочки.
Этим нормам уже соответствуют железнодорожные и автомобильные уставы, воздушный транспорт пока существует на более льготных условиях.
По данным Росавиации, за неделю с 12 по 18 ноября более чем на 3 часа российскими авиакомпаниями было задержан 21 международный чартерный рейс. В среднем вылеты задерживались на 5 часов. МРОТ, согласно которому высчитываются штрафы, составляет 100 рублей, 25% от МРОТ – 25 рублей. Соответственно за 5 часов опоздания по вине перевозчика, каждый пассажир получит по 125 рублей.
В случае принятия поправок к Воздушному кодексу, за то же опоздание пассажиры, заплатившие за билет 5 тысяч рублей, получат в качестве компенсации по 750 рублей.
По мысли разработчиков поправок, более жесткие штрафы призваны улучшить качество работы авиаперевозчиков, что отвечает интересам потребителей. Впрочем, в законопроекте остается крайне привлекательная лазейка – уточнение про безнаказанность задержек по техническим причинам. «Инициатива понятная и правильная, — считает аналитик ИК «Финнам» Владимир Сергиевский, — но ее трудно прописать законодательно, ведь на технические неполадки можно свалить очень многое». С этим соглашаются и другие специалисты, в частности, начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев предполагает, что авиакомпания может «гвоздем поцарапать» деталь, а потом любой коммерческий момент выдать за техническую неисправность на борту.
Недостаточно просто увеличить сумму штрафа, необходимо четко прописать ответственность турфирмы, авиакомпании или аэропорта и механизм выплат.
«Если включить технические неполадки в список наказуемых задержек, мы повысим риски авиационных аварий», — комментирует «Газете.Ru» Петр Шелищ. Для снижения опасности, автор проекта предложил лишать лицензий авиакомпании, постоянно оправдывающие опоздания техническими неполадками. Они фактически признают устаревание своего авиапарка или плохое качество технической службы, то есть высокий уровень опасности для пассажиров: «Сейчас Ространснадзор не фиксирует отдельно задержки по техническим причинам, если все же вести им учет, можно на основе этих данных поднять вопрос о приостановлении или изъятии лицензии на авиаперевозки».
В авиакомпаниях о проекте предпочитают не говорить. Так пресс-служба «Аэрофлота» предложила «Газете.Ru» пообщаться на эту тему как минимум после первого чтения проекта. В свою очередь пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал напомнил, что по европейскому законодательству — одному из самых жестких с точки зрения защиты прав потребителей — вообще не предусмотрена обязательная выплата со стороны авиакомпаний в случае задержки рейса (правила приняты в феврале 2004 года). Он уточнил, что «выплата обязательна в ЕС только в двух случаях: при отмене рейса или когда пассажир с билетом остается без места (в случае овербукинга)».
В такой ситуации выплата составит от 250 до 600 евро каждому пассажиру в зависимости от дальности полета.
Эксперты считают, что принятие правил, при которых авиакомпаниям будет гораздо выгоднее осуществлять рейс своевременно, а не тянуть с вылетом, может дорого обойтись пассажирам. «Все расходы, которые лягут на авиакомпанию, будут автоматически перенесены на стоимость авиабилета», — уверен Олег Пантелеев. Если сегодня пассажир при покупке билета может самостоятельно решить, оплачивать ли ему страховку в случае опоздания, то потом она будет автоматически включена в стоимость билета. То есть штраф за опоздание будет оплачивать себе сам пассажир, причем вне зависимости от того, опоздал ли вылет рейса или нет.