Слушать новости

«Mazda слишком уверенно ехала»: разбор завала в сочинском тоннеле

Эксперты рассказали о причинах крупной аварии в Краснодарском крае

Прослушать новость
Остановить прослушивание
В окрестностях Сочи в подземном коридоре многотонные фуры смяли легковушки в ДТП, пострадали 11 человек. В какой-то момент ситуация на узкой скользкой дороге вышла из-под контроля, что послужило триггером аварии. Кто в этом виноват, «Газета.Ru» спросила экспертов контраварийного вождения.

Авария произошла несколькими днями ранее, но видеозапись с ней появилась накануне в сети. В тоннеле на 35-м километре трассы «Адлер – Красная Поляна» столкнулись пять автомобилей, в том числе два грузовика, сообщили «Газете.Ru» в отделе пропаганды ГИБДД Краснодарского края.

В результате происшествия 11 человек получили различные травмы (пятерых с места аварии медики отправили в больницы), жертв удалось избежать, отметили кубанские инспекторы.

На видео с камер наблюдения, установленных в тоннеле, видно, как белый праворульный внедорожник Isuzu Trooper заносит в повороте,

водитель теряет контроль над машиной — и врезается боком во встречную малолитражку Lada.

Следом двигается синий родстер Mazda. Водитель уходит от столкновения, но тут ситуация становится еще более опасной: навстречу ему летит сложившаяся на месте сцепки с прицепом фура, которая таранит и родстер, и уже разбитые машины. В образовавшийся завал следом влетает многотонный автобетононасос, практически не замедлившийся перед столкновением.

«Пока рано говорить о виновниках данного ДТП, ведется следствие. На данный момент известно, что асфальтобетонное дорожное полотно на месте происшествия было мокрым из-за дождя», — сообщили «Газете.Ru» в отделе пропаганды ГИБДД Краснодарского края.

Руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай соглашается с предварительными выводами гаишников, причиной массового завала могло быть мокрое дорожное полотно тоннеля, которое очень коварно .

«Мокрый бетон имеет практически такой же коэффициент сцепления, что и чистый лед. В этой ситуации водители не могли предотвратить столкновение», — объясняет Колонтай.

Иной точки зрения придерживается шеф-инструктор Академии водительского мастерства Stability Control Виталий Кабышев. По его мнению,

причиной аварии могли стать невнимательность водителей, отсутствие у них навыков торможения на мокром покрытии, а также превышение скорости водителем внедорожника.

Именно его неумелые действия и стали своеобразным спусковым крючком дальнейшей катастрофы.

«Скорость внедорожника Isuzu Trooper на дуге оказалась близкой к критической. Тяга в дорожном режиме у Trooper подается на заднюю ось. Фоновый поддерживающий (а возможно, несколько избыточный) газ привел к силовому скольжению задних колес и первому едва заметному правому заносу, который виден в самом начале видео», — рассуждает эксперт.

Водитель внедорожника, пытаясь справиться с первым скольжением, «перекрутил» руль, и в результате развился ритмический занос (резонансный процесс из серии разнонаправленных заносов, амплитуда которых увеличивается с каждым витком). Он привел к полной потере управляемости белого Isuzu, его развороту и столкновению со встречным автомобилем, указывает мастер контраварийного вождения. У водителя в красной Lada шансов избежать аварии точно не было: смещаться ему некуда, расстояние до летящего со встречной полосы внедорожника минимально, отмечает Кабышев.

Гораздо больше шансов не попасть в завал было у водителя синего родстера Mazda, ехавшего за «девяткой», считает руководитель «Казанской школы высшего водительского мастерства» Олег Шатов. Однако «сложившаяся» фура, которая заняла весь тоннель, стала для него полной неожиданностью.

«Водителю Mazda даже не стоило пытаться объехать столкнувшиеся автомобили. Он слишком уверенно проехал вперед, а когда увидел несущийся автопоезд, попытался сдать задом, но ему не хватило расторопности и навыков управления авто задним ходом», — перечисляет ошибки Шатов.

Рассматривая всю картину ДТП, эксперты заостряют внимание на «сложившейся» фуре. По их мнению,

причиной заноса большегруза, влетевшего в разбитые машины, могла быть устаревшая конструкция самого седельного тягача.

Судя по всему, он не оборудован вспомогательной электроникой вроде антиблокировочной системы тормозов (ABS) и курсовой стабилизации (ESP). Кроме того, они не исключают, что имела место и техническая неисправность грузовика.

«О каком качестве торможения может идти речь, если антиблокировочная система, элементарно, или отсутствует, или неисправна у фуры, а из десятка колес по диагонали тормозит дай бог половина?» — отмечает Виталий Кабышев.

Больше всего вопросов у специалистов контраварийного вождения возникло к водителю второго грузовика, врезавшегося в образовавшийся на дороге завал.

На видео отчетливо видно, как автобетононасос фактически на полном ходу влетает в разбитые автомобили, перегородившие тоннель.

По мнению экспертов, водитель, скорее всего, отвлекся от управления и не заметил, что дорога полностью заблокирована, в результате начал тормозить в самый последний момент.

«На видео не видно отблесков стоп-сигналов позади несущегося на разбитые машины грузовика, автобетононасос ходом влетает в остановившиеся машины. Водитель начал тормозить в самый последний момент», — обращает внимание руководитель «Казанской школы высшего водительского мастерства» Олег Шатов.

Основная причина массового ДТП на трассе в Красную поляну заключается в том, что водители выбирали скорость и дистанцию в расчете на то, что дорожная ситуации развивается спокойно, продолжает эксперт.

«Есть правило, о котором, кстати, рассказывают даже в обычной автошколе: выбирать скорость так, чтобы остановочный путь был меньше видимого пути. В данном случае никто из водителей, попавших в аварию, этому правилу не следовал», — подчеркивает собеседник.

На дороге спокойная ситуация в любой момент может обернуться форс-мажором, соглашается Виталий Кабышев. Водитель обязан просчитывать не только свои действия, но и действия других участников движения на несколько шагов вперед.

«К большому сожалению у автомобилистов нет привычки «щупать глазами» покрытие, оценивать его состояние и в зависимости от этого выстраивать свое поведение на дороге: выбирать соответствующую скорость и дистанцию, переводить себя в состояние максимальной готовности», — резюмирует шеф-инструктор Кабышев.

Поделиться:
Найдена ошибка?
Закрыть
Загрузка