Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Алкоголиков оставили за рулем

Госдума дважды отклонила поправки Минздрава о лечении пьяных водителей

Shutterstock

Госдума уже дважды отклонила разработанные правительством поправки о принудительном лечении пьяных водителей. В то же время Минздрав до сих пор не подготовил комплексный законопроект, регулирующий процедуру лечения, который, согласно поручению Дмитрия Медведева, ведомство должно было представить парламенту еще весной прошлого года. По мнению экспертов, в ближайшее время обязать пьяных водителей проходить принудительное лечение власти не смогут.

Спустя почти два года после указания премьер-министра Дмитрия Медведева о разработке законопроекта, позволяющего принудительно отправлять на лечение водителей за управление транспортом в нетрезвом виде, Минздрав до сих пор не предоставил проект закона парламенту. Вместо этого ведомство дважды внесло в Госдуму другой законопроект — о сокращении количества документов при оформлении пьяных водителей. Но эти предложения были отклонены. Это произошло уже во второй раз после того, как законопроект ведомства ранее отклонял комитет первого созыва под руководством Владимира Плигина.

В августе 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках комплексного плана по борьбе с аварийностью на ближайшие два-три года поручил Минздраву разработать законопроект, регулирующий возможность принудительного лечения водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии.

Меньше чем через месяц министерство сообщило о том, что проект готов. Он предусматривал внесение поправок в КоАП и УК, согласно которым судья при назначении наказания водителю, который управлял автомобилем в нетрезвом виде, сможет обязать его пройти диагностику и лечение.

В случае если водителя в пьяном состоянии поймали повторно в течение года, суд, согласно законопроекту, будет уже обязан отправить нарушителя в медицинскую организацию для прохождения курса лечения от алкоголизма.

Однако проект комплексного федерального закона так и не был представлен Госдуме. Вместо этого ведомство в предпоследний день отведенного срока, 30 мая 2016 года, внесло в парламент другой законопроект — о сокращении количества документов при оформлении пьяных водителей.

В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что таким образом министерство пыталось выполнить поручение премьера, согласно которому документы должны были быть представлены в парламент не позже 1 июня 2016 года.

«Минздрав решил запрыгнуть на подножку уезжающего поезда. В самом конце весенне-летней сессии вместо полноценного законопроекта он внес законопроект о сокращении количества документов при оформлении пьяного вождения», — пояснил Лысаков.

Профильный комитет парламента предложенный ведомством законопроект отклонил. Однако Минздрав повторно внес свои предложения уже депутатам нового созыва. Но и вторую попытку министерства хоть как-то выполнить требования премьера и президента ждала неудача.

Такое решение комитета Лысаков объясняет тем, что представленные ведомством идеи и решения не соотносятся с законопроектом о сокращении документов при оформлении «пьяного» вождения.

«Дело в том, что мой законопроект предусматривает сокращение обязательных при оформлении документов с шести до двух-трех. Он позволяет как минимум два документа объединить в один: протокол об отстранении водителя от управления и протокол о задержании транспортного средства.

К тому же в некоторых случаях можно будет не заполнять и протокол о предварительном освидетельствовании — вместо этого водитель сможет сразу обратиться в медицинское учреждение, — поясняет Лысаков. — А то, что предложил Минздрав, прямо противоречит концепции этого законопроекта: вместо уменьшения количества документов они предлагают, наоборот, добавить целую кипу бумаг. К тому же и тематика поправок концептуально отличается».

Кроме того, депутат сообщил, что проект федерального закона Минздраву следует вносить в профильный комитет по здравоохранению.

«Действия Минздрава — попытка вскочить в уходящий законотворческий поезд. Конечно, мы их отклонили», — сказал Лысаков, добавив, что информации о дальнейшем продвижении инициативы по принудительному лечению водителей у него нет.

Не смогли эту информацию «Газете.Ru» оперативно предоставить и в самом ведомстве.

Некоторые эксперты считают, что принятие таких поправок в данный момент необходимо. Так, по мнению нарколога, руководителя медицинских программ благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, принять поправки в КоАП, которые позволят судьям отправлять пьяных водителей на принудительное лечение, действительно необходимо.

«В принципе, судьи и сейчас могут отправлять водителей на принудительное лечение, но такие постановления часто обжалуются, а любое обжалование — минус в карьере судьи. Нужны поправки в КоАП, которые полностью легализуют это право для судей», — считает эксперт.

При этом, по мнению Полятыкина, затраченные на внедрение системы денежные средства не идут ни в какое сравнение с количеством человеческих жизней, которые могут быть спасены в результате таких преобразований.

Другого мнения придерживается врач-нарколог Александр Ковтун. Он считает, что внедрение принудительного лечения водителей от алкоголизма и наркомании в нынешних условиях приведет только к возникновению дополнительных проблем и пробуксовке всей системы.

«Сейчас перед возвращением водительского удостоверения водитель, который раньше был пойман в нетрезвом состоянии, должен повторно пройти медицинскую комиссию и получить справку. Если же у комиссии возникнут подозрения, ее председатель может обратиться в медицинское учреждение для проведения обследования и дальнейшего лечения автомобилиста.

Но даже этот механизм не реализован достаточно четко, поэтому усложнять и без того не идеально работающие схемы не следует. Без должной предварительной проработки на уровне Минздрава такие инициативы преждевременны», — объясняет эксперт.

По словам Ковтуна, при внедрении системы по принудительному лечению водителей возникнет необходимость проведения дополнительных экспертиз, которые в каждом конкретном случае будут отвечать на вопрос о целесообразности такого лечения.

«Прежде чем говорить о лечении, нужно провести экспертизу, которая покажет, страдает ли водитель алкоголизмом или наркоманией и, если страдает, требуется ли ему лечение. Нужно сначала урегулировать эти вопросы. Практически сейчас реализовать даже механизм диагностики водителей, которых остановили в состоянии алкогольного опьянения, очень сложно», — подытоживает нарколог.

Напомним, что в итоге Минздрав оказался единственным ведомством, которое отстало от графика и не справилось с поручением Дмитрия Медведева по разработке правительственных мер по снижению смертности в ДТП. Остальные задействованные министерства и ведомства свои задачи выполнили, и другие законопроекты, в частности о введении наказания за опасное вождение и систематические нарушения ПДД, были внесены в Госдуму в срок.