Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Кризис обрушил смертность

Число погибших в ДТП снизилось в 2015 году почти на 15%

Даниил Ломакин 10.02.2016, 14:34
Евгений Курсков/ТАСС

Смертность на российских дорогах в минувшем году упала почти на 15%. ГИБДД по итогам 2015 года зафиксировала улучшение по большинству основных показателей аварийности. Количество аварий снижается и в наступившем 2016-м. Однако эксперты не считают, что ситуация улучшается достаточно быстро, а сокращение числа ДТП с погибшими и пострадавшими связывают с экономическим кризисом, в результате которого граждане стали меньше ездить.

В 2015 году число погибших в ДТП сократилось на 14,7%. В авариях погибли 23,1 тыс. человек — на 3,8 тыс. меньше, чем в 2014-м. Снижение, пусть и не такое ощутимое, зафиксировано по количеству пострадавших в авариях: за год травмы получили около 231 тыс. человек, что на 8,6% меньше, чем годом ранее. Общее число ДТП с погибшими и пострадавшими снизилось по итогам 2015 года на 8,2%, до 184 тыс. случаев.

Прошлый год был ознаменован серьезными ужесточениями законодательства за пьяное вождение. В частности, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде с 1 июля была введена уголовная ответственность. Пока эти меры не привели к заметному эффекту, хотя положительная динамика все же есть.

Так, по итогам года количество тяжелых аварий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, снизилось менее чем на 2%, до 16 тыс. ДТП. Число раненых снизилось на 3,9% (всего 22,5 тыс. человек). Количество погибших при этом выросло на 15,9% и составило почти 4 тыс. человек.

Кроме того, на 17,3% уменьшилось количество происшествий с участием водителей, которые имели признаки опьянения, но отказались от прохождения медицинского освидетельствования, — за прошлый год было зарегистрировано 4,6 тыс. таких аварий.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отмечает, что, сравнивая данные о ДТП с участием пьяных водителей, нужно помнить, что в 2014 году существенно выросла выявляемость таких нарушений. «До этого водителя проверяли на алкоголь, только если у него были признаки опьянения, но с сентября 2014 года ГИБДД начала продувать каждого водителя, попавшего в ДТП, в котором погибли или пострадали люди. Даже несмотря на это обстоятельство, положительная динамика по пьяным уже есть, и по итогам года, и по январю 2016-го. Что касается роста числа погибших в «пьяных» ДТП, то этому, возможно, и нет четкого объяснения».

В ГИБДД заявляют, что помимо законодательных мер бороться с пьяными начали помогать граждане. «Гражданское общество проявляет все более ощутимую поддержку в этой работе: активисты сообщают в полицию о нетрезвых водителях, Госавтоинспекция, в свою очередь, оперативно реагирует на такие сообщения», — говорят в ГИБДД.

Еще одним фактором, который способствует снижению аварийности среди данной категории нарушителей, в ГИБДД называют распространение практики массовых проверок. Так, например, «Газета.Ru» писала о масштабных профилактических мероприятиях «Невод», которые проходили в Москве и других городах. «Работа в данном направлении будет продолжена, в частности, в настоящее время имеется ряд законодательных инициатив в этой сфере», — отмечают в Госавтоинспекции.

Общее число погибших пешеходов в ДТП разного рода сократилось на 3,9%. Однако количество наездов на пешеходных переходах, наоборот, растет. Таких аварий произошло на 2% больше.

Повышение этих показателей обусловлено ростом ДТП с участием детей. За год зафиксирован рост числа ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами на 2,3%, в том числе на 3,8% больше — на пешеходных переходах.

При этом в целом ситуация с детской аварийностью улучшилась. Общее количество аварий, в которых погибали и получали травмы дети, снизилось на 16,5 и 3,5% соответственно.

Депутат Лысаков считает, что снижение аварийности обусловлено рядом факторов. «Законодательные изменения, реконструкция дорог, рост количества камер фиксации скорости — все это вместе привело к положительной тенденции. Нельзя исключать и тот факт, что жизнь стала дороже и, как следствие, люди стали меньше передвигаться на личном транспорте», — поясняет он.

«Качественного прорыва в проблеме дорожной аварийности в прошлом году не случилось, это очевидно, — такой позиции придерживается лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. —

Мы видим, что репрессии в отношении водителей продолжаются, но не дают желаемого эффекта. При этом других мер не предпринимается. Например, ГИБДД по-прежнему не делает упор на профилактику. Дороги в порядок не приводятся, хотя этот фактор мог бы снизить аварийность на треть».

Что касается общего снижения количества аварий с погибшими и пострадавшими, то собеседник уверен, что это в основном происходит из-за экономического кризиса. «Люди стали меньше покупать машины, меньше ездить, значительно сократилось число выпускников автошкол», — поясняет Похмелкин.

Помимо годовых показателей, в ГИБДД уже отчитались о ситуации с аварийностью в январе 2016-го. За этот период зафиксировано 11,4 тыс. аварий, в которых погибли почти 1,3 тыс. человек, еще 15,3 тыс. человек получили ранения.

Таким образом, общее количество аварий снизилось в сравнении с январем 2015 года на 8%, число погибших — на 19%, а пострадавших — на 8%.

По некоторым категориям ДТП в январе зафиксировано резкое снижение. Так, например, за прошлый месяц произошло почти на 43% меньше ДТП с участием пьяных водителей. Количество погибших в этих авариях снизилось на 36%, а пострадавших — на 40%.

Еще более наглядной картина оказалась в Москве, где количество «пьяных» ДТП с пострадавшими упало почти на 50%, число раненых — почти на 35%, а количество погибших сократилось сразу в четыре раза, снизившись на 75%.