Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Дэниел Крейг многие трюки любит делать сам»

Как снимались автомобильные трюки в фильмах о Джеймсе Бонде

Бывший тайный гонщик Стиг из передачи Top Gear Бен Коллинз многие годы работает каскадером на съемках бондиады. Как снимаются самые эффектные трюки, почему актерам не обязательно уметь управлять автомобилем и почему актрисы кричат во время погонь, Коллинз рассказал в эксклюзивном интервью «Газете.Ru».

— Бен, вы уже второй раз в Москве, до этого вы приезжали этим летом. Заметили ли вы какую-нибудь разницу, за исключением того, что сейчас очень холодно?

— Не особенно. Я даже удивился, потому что сразу почувствовал себя в Москве как дома: это очень европейский город. И сюда здорово возвращаться. Сейчас я участвую в проекте в поддержку безопасного вождения — это очень важно, особенно перед новогодними каникулами, когда проблема пьяного вождения становится особенно актуальна.

— Когда вы впервые вернулись из России, вашим друзьям было любопытно узнать о том, каково это, побывать в нашей стране? Что вы им рассказывали?

— Да, конечно! Я побывал в России — это звучало очень экстравагантно! А теперь я съездил и в Москву, и на Гран-при «Формула-1» в Сочи. До этого я путешествовал по Западной Европе для съемок своего фильма. В этой поездке я обнаружил, что о каждой стране можно сказать очень многое по одной только ее кухне. Поэтому было очень здорово изучить русскую кухню, посмотреть, насколько она связана с английской! Например, супы: ваш борщ — это очень вкусно! Другие блюда тоже были невероятными.

А ваша ночная жизнь — это просто нечто потрясающее! Я посетил несколько крутых вечеринок, где попробовал много разных коктейлей, о существовании которых я раньше и не подозревал.

Например, я впервые попробовал «Грязный Мартини» и что-то еще, название чего я не могу воспроизвести — возможно, потому что я немного перебрал! Но было здорово!

— Поговорим о вашем многогранном творчестве. Вы уже много лет участвуете в бондианах и работаете на съемочной площадке гонщиком-каскадером. В конце октября состоялась мировая премьера очередного эпизода...

— Да. Мне нравился «Спектр» еще по старым фильмам — эта таинственная всесильная организация, из-за которой Бонд не может спать спокойно. И рад, что вышло столь потрясающее противостояние сторон.

Я поклонник классических фильмов про Бонда и очень рад, что его история до сих пор продолжается и так узнаваема. Я огромный поклонник Кристофа Вальца и Дэниела Крейга. Их игра стала прекрасным дополнением к автомобильным трюкам. На мой взгляд, этот фильм стал одним из лучших современных фильмов о Бонде!

— Расскажите поподробнее о ваших съемках в этой культовой франшизе, какие трюки запомнились?

— О, с большим удовольствием! Первый фильм, в котором я работал, был «Квант милосердия». Там у меня была сумасшедшая гонка на Aston Martin. Я думаю, что характер, настроение этой части проходит через все последующие. Потому что когда Дэниел впервые появился в «Казино Рояль» в роли Бонда, это был совершенно другой стиль, там было действительно много сумасшедших погонь, была проведена тяжелая работа. В фильме «Координаты «Скайфолл» было гораздо больше драмы, на наших глазах разворачивалась целая эпопея, «М» умерла, случились другие важные события. Но все это было сделано не в ущерб трюкам и экшен-сценам.

— Какие приемы вы используете? В кадре все погони выглядят так эффектно!

— Есть такая система, которой я пользовался уже давно, а сейчас она стала весьма популярна. Она называется «pot car» — это машина с люлькой на крыше. Это довольно сложный механизм и очень удобный. Моя работа, работа каскадера заключается в том, чтобы сидеть на крыше и контролировать все управление автомобилем: руль, коробку передач, педали. Сам же актер, получается, сидит подо мной.

Все видеокамеры при этом направлены на актера, но ему не нужно вести машину. И получается, что автомобиль на огромной скорости несется именно под управлением каскадера.

Репетиции одной сцены погони могут занять 3–4 недели, и бедному актеру приходится делать свою работу. Мы устанавливаем видеокамеры на машину, благодаря этому каскадер может видеть все, что происходит, и лететь по дороге прямо в эпицентре погони. Такой прием мы активно использовали в Skyfall, когда, к примеру, снимали погоню на Land Rover.

— А Дэниел, исполнял ли он трюки сам? Ведь многие актеры любят говорить, что работали практически без дублеров.

— На самом деле он всегда в эпицентре происходящего и любит многое делать сам. В большей степени это, конечно, относится к дракам. А что касается вождения, то он действительно может очень многое. Обычно мы проводим 2–3 дня тренировок, перед тем как приступить ко съемкам сцены.

Например, отрабатываем работу с ручным тормозом, нарабатываем навыки скоростного вождения и делаем все другие плохие вещи, которые бы он хотел совершить, будучи школьником.

В итоге у нас все получается очень натурально. У него отличая физическая подготовка, и многие трюки действительно можно выполнять совершенно безопасно, когда машину ведет сам Крейг. Поэтому да, он много ездил сам, например, прямо по Лондону на высокой скорости, когда мы снимали «Скайфолл» и выполнял серьезную часть с трюками. И ему, конечно, это очень понравилось. Главное, что мы сделали перед началом съемок, — убедились, что он знает, где педаль тормоза!

— А почему спутницы Бонда в основном не водят машины?

— Если возвращаться к тем же «Координатам «Скайфолл», то там гоняла персонаж Манипенни! Она (актриса Наоми Харрис, исполнявшая роль Ив Манипенни) — просто потрясающая и очень милая. С ней мы провели много тренировок, и я думаю, что она стала даже лучшим раллистом-каскадером, чем хотела бы!

В самом начале она громко кричала от страха, но нам было очень весело! И в конце концов Наоми действительно села за руль и смогла выжать максимум из Land Rover.

— Сколько раз приходится переснимать сцену, чтобы она получилась эффектной?

— Всегда все по-разному. Иногда вы снимаете сцену и с первого же раза понимаете: ух ты, у нас все получилось круто! Тогда не нужно даже делать второй попытки. Иногда съемки затягиваются. Так, в «Кванте милосердия» все погони мы снимали четыре месяца, а в фильме все сцены заняли не более пяти минут. В такие моменты понимаешь, что режиссер хочет добиться абсолютного совершенства, и команда готова потратить сколько угодно времени и сил, чтобы эти сцены были идеальны. Так и получилось.

— Совсем недавно вы приняли участие в съемках программы Classic Car Show и протестировали автомобили, которые снимались в этих фильмах за разные годы (например, Aston Martin DB5, который выпускался в 1963–1965 годах), а потом пересаживаешься на современную модель. В «Спектре» показан Aston Martin DB10. Как ощущения, какая разница в их восприятии?

— Конечно, сравнивать их невозможно. Олдмобиль — как произведение искусства, а современный спорткар — это агрессивный автомобиль, который ожидает от тебя, что ты будешь вести себя на дороге более агрессивно.

Олдкары очень милые. Нигде больше вы не встретите этого прекрасного запаха кожи, дерева, их хочется водить аккуратно. И ты не чувствуешь невидимой руки, которая лежит на твоем плече и пытается сделать так, чтобы ты гнал как можно быстрее.

На самом деле это очень хорошо, потому что тормоза могут не сработать достаточно хорошо, если ты разгонишься слишком быстро. Именно такие автомобили вдохновили Флемминга, когда он написал «Голд Фингер». В те времена Бонд ездил на раллийной машине, в которую были интегрированы секретные элементы. Например, дополнительные фары, выдвигающиеся пулеметы и множество других шпионских штучек.

— Те машины, которые вы водили сейчас во время съемок, тоже оснащены ими?

— Некоторые — да. Например, в Aston DB5, помимо всего прочего, была такая красная кнопка, которую мне все время хотелось нажать. Я думал, что это система катапультирования. И смотрел на нее целую неделю, но так и не решился нажать.

Вообще, за всю свою карьеру я выучил простое правило: если ты не знаешь, зачем эта кнопка, лучше ее не нажимать! Тебя может ждать большой сюрприз.

— И напоследок вопрос о том, как меняется автомобильный рынок и сами автомобили. Что вы думаете о последних трендах? Например, когда даже мощные спорткары пытаются зажать в экологические рамки…

— Машины становятся все быстрее! Но мне искренне жаль автопроизводителей. Потому что

если каждая их последующая машина не становится быстрее предыдущей, то покупатели сразу называют ее полной фигней!

Также существует проблема уровня выбросов выхлопных газов. Поэтому машины стараются делать более мощными и при этом экологичными. И мне нравится такой подход. При этом нужно понимать, что технологии развиваются постепенно. Сейчас все компании под жестким контролем и все прикладывают максимум усилий, чтобы уложиться в поставленные сроки. И еще я очень сожалею по поводу произошедшего с Volkswagen. Конечно, ничто не может оправдать их жульничества с показателями уровня выхлопных выхлопов. При этом VW как никто другой потратили огромные деньги на исследования и по снижению вредных выхлопов, и очень жаль видеть, что произошло с их репутацией.

Что думаешь?
Загрузка