Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Китайцы отвергают иномарки

Ряд европейских марок вынуждены сокращать производство и зарплаты рабочим на китайских автозаводах

Wikimedia Commons
После трех месяцев падения продаж новых машин в Китае крупнейшие европейские автопроизводители, имеющие заводы в стране, начали урезать объемы производства и сокращать зарплаты рабочим. По данным СМИ, такие шаги уже предприняло руководство компаний Volkswagen, Audi, BMW, а также американский концерн GM.

Крупные автопроизводители на фоне падения продаж на китайском авторынке начали сокращать объемы местного производства, урезать зарплаты рабочим и минимизировать иные расходы. Об этом со ссылкой на источники на авторынке сообщает Reuters. В агентстве отмечают, что на проходящем во Франкфурте автосалоне руководители крупнейших европейских автокомпаний в один голос отмечают лишь большой потенциал крупнейшего в мире авторынка, говоря о текущем спаде продаж.

В частности, стало известно, что совместное предприятие немецкого автомобильного гиганта Volkswagen и китайского автопроизводителя FAW решило не выплачивать сотрудникам завода бонусы, которые составляют более половины от общей зарплаты рабочих. Такое решение было принято на фоне падения продаж марки на местном рыке, которое произошло в этом году впервые за последние десять лет.

Марка Audi, входящая в концерн Volkswagen, также пересматривает свою производственную политику в Китае. Из-за падения спроса на такие модели, как седан A6, рабочая неделя на заводе марки была сокращена с семи до пяти дней.

Один из конкурентов концерна — марка BMW также заявила о сокращении объемов производства на своих мощностях в Китае. Как пояснил журналистам финансовый директор компании Фридрих Эйхинер, речь идет о моделях 3-й и 5-й серий. «Мы отреагировали достаточно быстро, — заявил он. — Мы не намерены их складировать».

Спрос на автомобили в Китае сокращается в течение всего лета: на 2,3% в июне, на 7,1% в июле и на 2,4% в августе. Эксперты прогнозируют продолжение этой тенденции как минимум до конца года.

В результате китайский авторынок может впервые сократиться в объемах по итогам годовых продаж. Это может произойти впервые с конца 1990-х годов, когда рынок начал активно расти.

При этом стоит отметить, что китайский рынок новых автомобилей остается крупнейшим в мире. Так, в прошлом году в Китае было продано 23,6 млн новых автомобилей — на 7,8% больше, чем годом ранее.

Сейчас спрос на автомобили в КНР ослабляется на фоне замедления темпов экономического подъема, а также из-за введения властями ряда городов ограничительных мер, направленных на сдерживание процесса загрязнения воздуха. Кроме того, негативное влияние на продажи оказал спад на китайском фондовом рынке, подорвавший финансовое положение многих инвесторов.

Несмотря на предпринимаемые производителями меры, руководители упомянутых компаний все же положительно оценивают перспективы китайского авторынка. На открывшемся для журналистов во вторник Международном автосалоне во Франкфурте топ-менеджеры говорили о большем потенциале китайского авторынка, а также о том, что краткосрочные спады продаж могут с легкостью быть компенсированы за счет продолжающегося укрепления европейского авторынка. Так, в августе продажи новых машин в Европе выросли на 11,5% относительно прошлого года.

Об этом, например, заявил глава правления Audi AG Руперт Штадлер. «Мы не будем корректировать наши инвестиционные планы, поскольку ожидаем роста китайского рынка в среднесрочной перспективе», — уточнил он.

Гендиректор Volkswagen Мартин Винтеркорн также настроен оптимистично относительно китайского авторынка, где доля компании в общих продажах составляет примерно 20%. В то же время Винтеркорн говорит о происшедшем перераспределении спроса. «В восточной части Китая происходит стагнация, в то время как западная растет, — поясняет он. —

На западе страны живет много людей, и мы только что построили там завод. Мы смотрим на Китай с уверенностью и ожидаем, что рынок начнет расти».

Зарубежные аналитики отмечают, что снижение темпов роста китайского авторынка происходило уже в то время, когда компании продолжали активно развивать локальное производство в стране. В результате, по мнению экспертов, переизбыток мощностей повлияет на прибыль производителей.

В научной группе IHS Automotive полагают, что загрузка заводов зарубежных компаний в Китае может снизиться с 70% в прошлом году до 65% в текущем, достигнув минимального порога рентабельности.

«В VW, BMW или GM настроения подавленные»,

— отмечает эксперт консалтинговой компании EFS Клеменс Вэснер, специализирующийся на консультациях немецких автопроизводителей по азиатским рынкам.

Однако президент GM Дэн Амман отмечает, что, несмотря на бессонные ночи, он чувствует: компания все еще способна сохранить свою долю на китайском рынке. «Компания собирается выпустить несколько новых спортивных автомобилей (внедорожников), — заявил он. — Этот сегмент все еще растет».

В то же время, по данным СМИ, GM уже начал также сокращать местное производство, пока примерно на 5%. Принимаются и другие меры: сокращение времени перерывов для рабочих, уменьшение количества смен и снижение бонусов.

Отметим, что в условиях кризиса на российском авторынке, крупные зарубежные компании активно поддерживали своих импортеров, беря часть убытков на себя, чтобы сохранить долю рынка. Эти потери перекрывались за счет роста продаж на европейском и прежде всего китайском рынках.

Аналитик «ВТБ Капитал«Владимир Беспалов не считает, что падение продаж новых машин в Китае может заставить зарубежные автокомпании изменить свою политику на российском рынке, который переживает еще более тяжелый период. «Не думаю, что ситуация с Китаем может отразиться на России, - рассказал «Газете.Ru» Беспалов. – Бесконечно брать на себя часть убытков материнские компании все равно не могут, в независимости от положения дел на других рынках. Поэтому сейчас они будут проводить определенную работу, чтобы вывести российский бизнес на окупаемость, например, повышать цены на автомобили».